МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия -Алания
АМС Моздокского района
МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ»
7 класс
Станица Ново-Осетинская 2024
Программа по внеурочной деятельности по истории для учащихся 7 класса «Историческая гостиная»
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей
страны, многие ценности теряют свой смысл. Всѐ больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится
зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместитьв себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на
политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории
развития нашегогосударства.
Новое общество требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия предполагают
новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей
страны.
Программа по внеурочной деятельности ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской
истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических
личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в
качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы другихлюдей.
Актуальность курса «Личность и история России» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности вистории. Учащиеся должны
научиться описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических
режимов, с реформами, революциями, войнами.
Место учебного предмета в учебном плане:
Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 34 часов из расчѐта 1 час в неделю при 34 учебных неделях. Данная
программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебныйплан в рамках ФГОС.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории;
ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различныйпериод истории нашего
государства;
развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решатьтворческие задачи;
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиями личностям прошлого,
вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи:
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных историческихдеятеле
Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления насеминарах, ведения
дискуссий, поиска и обработки информации.
Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснятьсобственное отношение к
историческим личностям.
Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изученияжизнедеятельности
исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характерих рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты. Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучениисодержания курса
являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни,
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию наоснове мотивации к
обучению и познанию;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Метапредметные результаты.
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценкирезультата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическимнормам и правилам
ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности науроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,сопоставления, оценки
объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в тексти др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;
8) определение собственного отношения к историческим явлениям, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты.
относительно целостное представление об истории России;
знание ряда исторической терминологии;
умения работать с информацией
в различных источниках, адекватно ее воспринимать;
давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществесоциальных ценностей;
развитие исторического кругозора и формирование познавательного интереса к изучению истории России;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуреличности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
развитие навыков коммуникативной деятельности, умение правильно формулировать мысли;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,аргументировать
собственную точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик 7 класса должен:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты, элементы его описания;регулируемых
различными социальными нормами;
2) осуществлять поиск информации в различных источниках;
3) оценивать различные суждения об истории с точки зрения исторической науки;
4) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся информацию, соотносить ее со знаниями, полученнымипри изучении курса;
5) применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия;
6) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающихактуальные проблемы
истории России;
7) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определеннымпроблемам.
Содержание .
Тема 1 . Киевская Русь.( 8 ч) Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, еѐ роль в русской истории.Первые князья. Владимир
Святой. Борис и Глеб – князья-мученики. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.
Тема 2. Эпоха раздробленности. (8 ч)Князья эпохи раздробленности. Александр Невский. Деятели русской церкви и культуры. ИванКалита. Дмитрий Донской.
Сергий Радонежский.
Тема 3. Русь единая. ( 11 ч)Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеологсупруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный. Великие живописцы. Государь князь Фѐдор. Борис
Годунов. Минин и Пожарский. Патриарх Гермоген. Патриарх Филарет.
Тема 4. Путь к абсолютизму.( 7 ч) Государь Михаил Фѐдорович. Алексей Михайлович “Тишайший”. Фѐдор Тишайший. Царевна Софья. Церковный раскол. Деятели
культуры.
Календарно-тематическое планирование " Историческая гостиная" 7класс (34 часов).
№
1
Тема урока
Введение.
Количество
часов
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Основное содержание материала темы
1
Уметь вести диалог, работать сновой
информацией
Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории
России. Разные оценки и подходы российской историографии к
данным политическим и государственным деятелям.
Тема1. Киевская Русь. (7 ч)
2
Рюрик.
3-4 Первые князья.
1
Активизировать
знания
курса
истории России с древнейших
времен до конца XVI вв.
2
Борьба Новгорода и Киева как двух центров
государственности на Руси. Русь в конце IX –
середине X в. Объединением вещим Олегом племенвдоль пути
“из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.
Раскрывать основные вопросы по
Древняя Русь и еѐ соседи при Игоре Старом. Князь и дружина.
правлению первых князей (работа с
Игорь и Ольга.
дополнительными материалами)
Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение
Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский
Восточной Европы”. Походна Дунай. Война с Византией. Гибель
Святослава.
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира
Красно Солнышко. Первая междоусобицана Руси и победа
Владимира Святославича. Причиныпровала языческой
реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен.
Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после
смерти Владимира Святославича.
Борис и Глеб – князья-мученики. Начало усобиц
между сыновьями Владимира. Убийство Святополком
5
Владимир Святой
1
Учиться анализировать и
грамотно высказываться по
основным направлениям
деятельности князя. Учимся делать
электронную презентацию.
6
Борис и Глеб –
князья мученики.
1
Урок -лекция с элементами
дискуссии (учимся работать с
Легендарное и реальное в “признании варягов”.Рюрик.
Норманнская теория, еѐ роль в русской истории.
Дата
проведения
информацией)
7
8
Ярослав Мудрый
Владимир
Мономах
1
братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.
Уметь вести дискуссии.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление
Показывать на карте границу
международного положения Руси. Просвещение. “Русская
Киевской Руси в период правлениякнязя. правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое
наследие. Причины усобиц.
Уметь работать с информацией.
Новая усобица на Руси между сыновьями и внукамиЯрослава.
Личность Мономаха, его образование,
литературный дар, хозяйственные заботыТема2. Эпоха
раздробленности и быт. Организация обороныюжных рубежей.
Княжеские съезды. Расширение
династических связей в пределах Европы.
2
Урок-лекция с элементами
дискуссии.
Анализировать
причины и последствия
политической раздробленности.
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15крупных
княжеств. Владимиро-Суздальская Русь.
Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского
самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в
Боголюбове. Всеволод БольшоеГнездо. Галицко-Волынские
земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в
жизни.
Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород.Система
“выкармливания” князя – особенность Новгородской
государственности.
2
Работа с картой. Показ
электронных презентаций.
1
Тема 2. Эпоха раздробленности.(8 ч)
910
Князья эпохи
раздробленности.
11- Александр
12 Невский
Наступление крестоносцев. Александр ЯрославовичНевский.
Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
13
Деятели русской
церкви и культуры
1
Работа с информацией.
Первый русский митрополит Илларион. Церковь и
просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник,
Кирилл Туровский.
14
Иван Калита
1
Объяснять смысл исторических
терминов: иго, ярлык, баскак и др.
Установление ордынского ига на Руси. ВозвышениеМосквы.
Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность
Ивана Калиты. Борьба за
великокняжеский ярлык. Переезд в Москву
митрополита. Способы расширения владений.
15
Дмитрий Донской
1
Объяснять смысл исторических
терминов: феодальная война и др.
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с
Тверью. Политическое первенство Москвыпри Василии I и
Василии II Тѐмном.
16
Сергий
Радонежский
1
Урок- лекция.
Сергий Радонежский.
Тема 3. Русь единая. (11 ч)
Иван III и
1718 Василий III.
2
Систематизировать исторический
материал по правлению царей.
Анализировать смысл теории
«Москва – третий Рим».
Возникновение государства Российского. Иван III – первый
великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные.
Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва
– Третий Рим”.Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей
Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский,
протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие
Казани. Установление
дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.:
сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как
средство утверждения самодержавнойдеспотии. Культура и быт.
1920- Иван IV Грозный
21
3
Уметь анализировать материал
законодательство (Судебник) приИване
Грозном.
22- Великие
23 живописцы
2
Лекция с элементами беседы.
Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”.Феофан
Грек. Дионисий.
1
Раскрывать, какие противоречия
существовали в русском обществев
конце XVI в. Объяснять смысл понятия:
заповедные лета.
Характеризовать личность царя.
Второй сын Ивана Грозного. Борис Годунов – опричник –
правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие
барщины и закрепощениекрестьян.
24
Государь Фѐдор.
Борис Годунов
25- Минин и
26 Пожарский
2
Просмотр электронных презентаций и
анализ проделаннойработы.
Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский.
Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов.
Влияние Смутного времени на
духовную жизнь общества.
27
Деятели русской
церкви
Патриарх Гермоген. Патриарх Филарет. Взаимоотношения
церкви и государства. Симфониявластий
1
Тема 4. Путь к абсолютизму.( 7 ч)
28
Государь Михаил
Фѐдорович.
1
Объяснение смысла термина –
абсолютизм, анализ «Соборного
уложения».
Управление страной с помощью отца – патриархаФиларета.
Полки иноземного строя. «Куранты».
Объяснение смысла термина- церковный
раскол, старообрядцы.Раскрывать
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович
сущность конфликта церкви и государя. (Тишайший). Формирование абсолютноймонархии. Соборное
Характеризовать позиции протопопа
уложение. Закрепощение крестьянства.
Аввакума и Никона.
29
Алексей
Михайлович
“Тишайший”
1
30
Фѐдор Тишайший.
Царевна Софья.
1
Составление исторического
портрета царевны Софьи.
Фѐдор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на запад. Принятие
первого государственного бюджета. Отменаместничества.
Регенство царевны Софьи.
31- Церковный раскол
32
2
Характеризовать позиции протопопа
Аввакума и Никона.
Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше
царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп
Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.
23
Деятели культуры
XVII в
1
Составлять описание памятников
культуры XVII в. характеризоватьих
назначение, художественные
достоинства.
34
Итоговое занятие.
1
Повторительно-обобщающийурок.
Начало разделения культуры “верхов” и “низов”.“Обмирщение”
культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись
(парсуна). Симон Ушаков.
Систематизировать знания учащихся.