рп внеурочной деятельности Историческая гостиная 7кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия -Алания
АМС Моздокского района
МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ»

7 класс

Станица Ново-Осетинская 2024

Программа по внеурочной деятельности по истории для учащихся 7 класса «Историческая гостиная»
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей
страны, многие ценности теряют свой смысл. Всѐ больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится
зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместитьв себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на
политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории
развития нашегогосударства.
Новое общество требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия предполагают
новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей
страны.
Программа по внеурочной деятельности ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской
истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических
личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в

качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы другихлюдей.
Актуальность курса «Личность и история России» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности вистории. Учащиеся должны
научиться описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических
режимов, с реформами, революциями, войнами.
Место учебного предмета в учебном плане:
Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 34 часов из расчѐта 1 час в неделю при 34 учебных неделях. Данная
программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебныйплан в рамках ФГОС.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета






осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории;
ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различныйпериод истории нашего
государства;
развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решатьтворческие задачи;
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиями личностям прошлого,
вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи:



Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных историческихдеятеле

Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления насеминарах, ведения
дискуссий, поиска и обработки информации.
 Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
 Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснятьсобственное отношение к
историческим личностям.
 Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
 Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изученияжизнедеятельности
исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:





проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характерих рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты. Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучениисодержания курса
являются:




мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни,
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию наоснове мотивации к
обучению и познанию;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Метапредметные результаты.






умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценкирезультата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическимнормам и правилам
ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности науроках и в доступной
социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,сопоставления, оценки

объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в тексти др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;
8) определение собственного отношения к историческим явлениям, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты.



относительно целостное представление об истории России;
знание ряда исторической терминологии;









умения работать с информацией
в различных источниках, адекватно ее воспринимать;
давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществесоциальных ценностей;
развитие исторического кругозора и формирование познавательного интереса к изучению истории России;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуреличности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
развитие навыков коммуникативной деятельности, умение правильно формулировать мысли;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,аргументировать
собственную точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик 7 класса должен:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты, элементы его описания;регулируемых
различными социальными нормами;
2) осуществлять поиск информации в различных источниках;
3) оценивать различные суждения об истории с точки зрения исторической науки;
4) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся информацию, соотносить ее со знаниями, полученнымипри изучении курса;
5) применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия;
6) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающихактуальные проблемы
истории России;

7) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определеннымпроблемам.
Содержание .
Тема 1 . Киевская Русь.( 8 ч) Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, еѐ роль в русской истории.Первые князья. Владимир
Святой. Борис и Глеб – князья-мученики. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.
Тема 2. Эпоха раздробленности. (8 ч)Князья эпохи раздробленности. Александр Невский. Деятели русской церкви и культуры. ИванКалита. Дмитрий Донской.
Сергий Радонежский.
Тема 3. Русь единая. ( 11 ч)Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеологсупруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный. Великие живописцы. Государь князь Фѐдор. Борис
Годунов. Минин и Пожарский. Патриарх Гермоген. Патриарх Филарет.
Тема 4. Путь к абсолютизму.( 7 ч) Государь Михаил Фѐдорович. Алексей Михайлович “Тишайший”. Фѐдор Тишайший. Царевна Софья. Церковный раскол. Деятели
культуры.

Календарно-тематическое планирование " Историческая гостиная" 7класс (34 часов).
№

1

Тема урока

Введение.

Количество
часов

Характеристика основных видов
деятельности учащихся

Основное содержание материала темы

1

Уметь вести диалог, работать сновой
информацией

Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории
России. Разные оценки и подходы российской историографии к
данным политическим и государственным деятелям.

Тема1. Киевская Русь. (7 ч)
2

Рюрик.

3-4 Первые князья.

1

Активизировать
знания
курса
истории России с древнейших
времен до конца XVI вв.

2

Борьба Новгорода и Киева как двух центров
государственности на Руси. Русь в конце IX –
середине X в. Объединением вещим Олегом племенвдоль пути
“из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.
Раскрывать основные вопросы по
Древняя Русь и еѐ соседи при Игоре Старом. Князь и дружина.
правлению первых князей (работа с
Игорь и Ольга.
дополнительными материалами)
Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение
Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский
Восточной Европы”. Походна Дунай. Война с Византией. Гибель
Святослава.

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира
Красно Солнышко. Первая междоусобицана Руси и победа
Владимира Святославича. Причиныпровала языческой
реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен.
Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после
смерти Владимира Святославича.

Борис и Глеб – князья-мученики. Начало усобиц
между сыновьями Владимира. Убийство Святополком

5

Владимир Святой

1

Учиться анализировать и
грамотно высказываться по
основным направлениям
деятельности князя. Учимся делать
электронную презентацию.

6

Борис и Глеб –
князья мученики.

1

Урок -лекция с элементами
дискуссии (учимся работать с

Легендарное и реальное в “признании варягов”.Рюрик.
Норманнская теория, еѐ роль в русской истории.

Дата
проведения

информацией)

7

8

Ярослав Мудрый

Владимир
Мономах

1

братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.

Уметь вести дискуссии.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление
Показывать на карте границу
международного положения Руси. Просвещение. “Русская
Киевской Руси в период правлениякнязя. правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое
наследие. Причины усобиц.

Уметь работать с информацией.

Новая усобица на Руси между сыновьями и внукамиЯрослава.
Личность Мономаха, его образование,
литературный дар, хозяйственные заботыТема2. Эпоха
раздробленности и быт. Организация обороныюжных рубежей.
Княжеские съезды. Расширение
династических связей в пределах Европы.

2

Урок-лекция с элементами
дискуссии.
Анализировать
причины и последствия
политической раздробленности.

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15крупных
княжеств. Владимиро-Суздальская Русь.
Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского
самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в
Боголюбове. Всеволод БольшоеГнездо. Галицко-Волынские
земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в
жизни.
Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород.Система
“выкармливания” князя – особенность Новгородской
государственности.

2

Работа с картой. Показ
электронных презентаций.

1

Тема 2. Эпоха раздробленности.(8 ч)

910

Князья эпохи
раздробленности.

11- Александр
12 Невский

Наступление крестоносцев. Александр ЯрославовичНевский.
Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

13

Деятели русской
церкви и культуры

1

Работа с информацией.

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и
просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник,
Кирилл Туровский.

14

Иван Калита

1

Объяснять смысл исторических
терминов: иго, ярлык, баскак и др.

Установление ордынского ига на Руси. ВозвышениеМосквы.
Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность
Ивана Калиты. Борьба за

великокняжеский ярлык. Переезд в Москву
митрополита. Способы расширения владений.
15

Дмитрий Донской

1

Объяснять смысл исторических
терминов: феодальная война и др.

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с
Тверью. Политическое первенство Москвыпри Василии I и
Василии II Тѐмном.

16

Сергий
Радонежский

1

Урок- лекция.

Сергий Радонежский.

Тема 3. Русь единая. (11 ч)
Иван III и

1718 Василий III.

2

Систематизировать исторический
материал по правлению царей.
Анализировать смысл теории
«Москва – третий Рим».

Возникновение государства Российского. Иван III – первый
великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные.
Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва
– Третий Рим”.Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей
Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский,
протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие
Казани. Установление
дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.:
сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как
средство утверждения самодержавнойдеспотии. Культура и быт.

1920- Иван IV Грозный
21

3

Уметь анализировать материал
законодательство (Судебник) приИване
Грозном.

22- Великие
23 живописцы

2

Лекция с элементами беседы.

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”.Феофан
Грек. Дионисий.

1

Раскрывать, какие противоречия
существовали в русском обществев
конце XVI в. Объяснять смысл понятия:
заповедные лета.
Характеризовать личность царя.

Второй сын Ивана Грозного. Борис Годунов – опричник –
правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие
барщины и закрепощениекрестьян.

24

Государь Фѐдор.
Борис Годунов

25- Минин и
26 Пожарский

2

Просмотр электронных презентаций и
анализ проделаннойработы.

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский.
Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов.
Влияние Смутного времени на

духовную жизнь общества.
27

Деятели русской
церкви

Патриарх Гермоген. Патриарх Филарет. Взаимоотношения
церкви и государства. Симфониявластий

1

Тема 4. Путь к абсолютизму.( 7 ч)
28

Государь Михаил
Фѐдорович.

1

Объяснение смысла термина –
абсолютизм, анализ «Соборного
уложения».

Управление страной с помощью отца – патриархаФиларета.
Полки иноземного строя. «Куранты».

Объяснение смысла термина- церковный
раскол, старообрядцы.Раскрывать
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович
сущность конфликта церкви и государя. (Тишайший). Формирование абсолютноймонархии. Соборное
Характеризовать позиции протопопа
уложение. Закрепощение крестьянства.
Аввакума и Никона.

29

Алексей
Михайлович
“Тишайший”

1

30

Фѐдор Тишайший.
Царевна Софья.

1

Составление исторического
портрета царевны Софьи.

Фѐдор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на запад. Принятие
первого государственного бюджета. Отменаместничества.
Регенство царевны Софьи.

31- Церковный раскол
32

2

Характеризовать позиции протопопа
Аввакума и Никона.

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше
царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп
Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

23

Деятели культуры
XVII в

1

Составлять описание памятников
культуры XVII в. характеризоватьих
назначение, художественные
достоинства.

34

Итоговое занятие.

1

Повторительно-обобщающийурок.

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”.“Обмирщение”
культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись
(парсуна). Симон Ушаков.

Систематизировать знания учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».