МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная ОсетияАлания
АМС Моздокского района
МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Государственный язык республики Российской Федерации»
для 8 класса основного общего образования
на 2025/2026 учебный год
Составитель:Бадриева Фатима Казбековна,
учитель родного (осетинского) языка и литературы
Станица.Ново-Осетинская, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 8 классе характеризуется личностной
ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов,
входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного,
коммуникативного, социокультурного / поликультурного (обеспечивающего диалог культур),
компетентностного, средоориентированного подходов.
Современное общество требует разностороннего развития личности человека, в том числе его
коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих
успешно функционировать в нѐм. Принципы гуманизации и демократизации общества самой
большой ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и
творить в условиях стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе
осетинским, трудно
переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с
иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное
количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных
особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе.
Основная ступень школьного обучения осетинскому языку характеризуется наличием
значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в
основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире. Они уже
понимают роль и значение языка как средства общения в условиях поликультурности
современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой деятельности и обладают
специальными учебными и общеучебными умениями, необходимыми для изучения осетинского
языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о правилах речевого поведения
на русском и осетинском языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного
процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает
формирование учебно-исследовательских умений.
В 8 классе совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается
объѐм используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического
владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой
активности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)»
На данном этапе обучения большое внимание уделяется осознанию и закреплению того,
что было усвоено в начальной школе и дальнейшему развитию приобретенных ранее знаний,
умений и навыков.
Курс построен на взаимодействии трѐх основных содержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия
для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями
языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих
проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даѐт учителю возможность
планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не
связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в
зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой
деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное
содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении
предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный
(в виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий), который учитель может
предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере
усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.
В основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной
фиксацией значимой информации, которая является важным учебным умением.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
Целями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего
образования являются:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание
важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков Республики
Северная Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как
важной составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям
иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 8 классе рассчитано на общую
учебную нагрузку в объѐме 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В
8 КЛАССЕ
Аивгъуыдта сæрд. Фесты каникултæ – диссаджы бонтæ…
Алцæмæн дæр – йæхи рæстæг.
Фæндæгтæ, фæндæгтæ…
Æгас цу, уазæг!
Хистæрæн – кад, кæстæрæн – рад.
Аргъау сæдæсæрон у.
Хæххон стъалы.
Сыгъзæрин фæззæг.
Ацы диссаджы дуне!
Кавказ – «æвзæгты хох».
Нæ сыхæгты æвзæгтæ.
«Адæмты хох».
Кавказæгтæ сæ мидбылты худынц.
Кавказы аивад.
Уары урс-урсид мит…
Цы зонæм? Цæмæ арæхсæм?
Зымæгон æрдз.
Кæстæртæ сæ мидбылты худынц.
Шахматты историйæ.
Æрыгон чемпионтæ.
Уæрæсейы хæстон кад.
Фыдыбæстæ хъахъхъæнджытæ.
Спорт у æнæниздзинад
Спорт æмæ аивад.
Тæдзынджытæ тæдзынц.
Зымæджы маст – уалдзæджы цин.
Бафæлладыстæм… Аулæфæм?
«Равдисут мын Дзæуджыхъæу».
Цыртдзæвæнтæ хъахъхъæныны æппæтдунеон бон.
Ирыстоны цыртдзæвæнтæ æмæ историон бынæттæ.
Уæлахизы бонмæ.
Нæ ферох кæндзыстæм…
Æрхæццæ кæнынц каникултæ!
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод
и
законных
интересов
других
людей,
активное
участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях, написанных
на осетинском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на осетинском языке;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтѐрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка в
жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре своего
народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к
достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях,
уважение
к
символам
России,
государственным
праздникам,
историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать
своѐ
поведение,
в
том
числе
речевое,
и
поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций
и
народного
творчества,
стремление
к
самовыражению
в разных видах искусства;
5) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
осознание
ценности
жизни
с
опорой
на
собственный
жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на осетинском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе
применения
изучаемого
предметного
знания
и
ознакомления
с
деятельностью
филологов,
журналистов,
писателей,
уважение
к
труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории
образования
и
жизненных
планов
с
учѐтом
личных
и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач
в
области
окружающей
среды,
планирования
поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей
среде,
в
том
числе
сформированное
при
знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной
сред,
готовность
к
участию
в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой,
навыками
чтения
как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
9) адаптации
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного
поведения,
форм
социальной
жизни
в
группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределѐнности, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность
формулировать
идеи,
понятия,
гипотезы
об
объектах
и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетенций, планировать своѐ развитие;
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества
и
экономики,
оценивать
свои
действия
с
учѐтом
влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать
ситуацию
стресса,
корректировать
принимаемые
решения
и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное
в
сложившейся
ситуации;
быть
готовым
действовать
в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно
выбирать
способ
решения
учебной
задачи
при
работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделѐнных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в
устной монологической речи и в письменных текстах на осетинском языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному
речевому опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать коммуникативную цель говорящего;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать
информацию;
переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание,
повествование, рассуждение), с опорой на ключевые слова, вопросы, план;
зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать
основное содержание текстов;
писать на осетинском языке с учѐтом изученных правил;
создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;
писать с опорой на образец личное письмо, выражать пожелания;
осознавать сходство и различие в речевом этикете осетинского и русского народов;
правильно произносить все звуки осетинского языка;
анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания
слова;
определять гармонию гласных звуков в осетинских словах;
учитывать закон сингармонизма при словоизменении и словообразовании;
знать правила постановки ударения в осетинских словах;
определять лексическое значение слова;
выполнять фонетический анализ слова;
различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;
использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова;
опознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться ими в собственной речи;
опознавать фразеологизмы и понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств;
использовать в собственной речи фразеологизмы;
использовать необходимую информацию из фразеологического словаря;
различать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
наречие, местоимение);
характеризовать обще-категориальное значение, морфологические признаки
и синтаксическую роль частей речи;
определять принадлежность слова к определѐнной части речи по его лексико-грамматическому
значению, морфологическим и синтаксическим признакам;
группировать части речи по заданным морфологическим признакам;
распознавать части речи по способу образования;
распознавать и употреблять в речи нарицательные и собственные имена существительные;
изменять имена существительные по падежам и числам;
определять падежные формы существительных и употреблять в речи;
распознавать и употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;
осознавать особенности имени прилагательного в осетинском языке
по сравнению с русским языком;
образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их
в речи;
проводить морфологический анализ существительного и прилагательного;
применять знания и умения по морфологии в практике письма;
распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;
распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые, разделительные,
собирательные, дробные);
согласовывать в речи и на письме числительные с существительными;
проводить морфологический разбор числительного;
образовывать степени сравнения наречий, использовать их в речи;
образовывать наречия разными способами;
распознавать наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели
употреблять их в речи;
проводить морфологический разбор наречий;
распознавать личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределѐнные
местоимения;
правильно употреблять местоимения в речи без аффиксов принадлежности
и с аффиксами принадлежности;
изменять местоимения по падежам и числам;
употреблять в речи падежные формы местоимений;
проводить морфологический разбор местоимений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и Количество часов
тем программы
всег контроль практичес
о
ные
кие
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы Электронные
(цифровые)
контроля
образовательные
ресурсы
1.1.
Аивгъуыдта сæрд. Фесты
каникултæ – диссаджы
бонтæ…
Укажите
дату!
Беседовать с одноклассником о
летних каникулах,используя
данные вопросы.
Рассказывать о летних каникулах,
используя клише иполные /
неполные предложения.
Читать текст и восполнять пропуски
подходящими посмыслу словами.
Читать текст письма и
рассказывать о том, как
школьники из Осетии
проводят каникулы.
Знакомиться с правилами образования
возвратныхглаголов и употреблять их
в речи. Вспоминать лексику по темам
«Сæрд» и «Каникултæ» идополнять
ассоциограмму.
Вести диалог-расспрос по темам
«Сæрд» и «Мæ каникултæ» в
парах, используя данные вопросы.
Вспоминать спряжение
переходных и непереходных
глаголов в прошедшем времени.
Переводить предложения по темам
«Сæрд»,
«Каникултæ».
Изучать памятку об образовании
возвратных глаголов.Выполнять
упражнения, нацеленные на
употреблениевозвратных глаголов.
Устный опрос
Практическая
работа
3
3
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.2.
Алцæмæн дæр – йæхи
рæстæг.
3
3
Читать мини-тексты и подбирать
к ним по смыслурисунки.
Давать оценку своим каникулам и
каникулам друзей.Отвечать на
вопросы по темам «Сæрдыгон
хъæды», «Каникултæ лагеры æмæ
туристон базæйы», «Горæты»,
«Хъæуы».
Составлять
минидиалоги по
образцу.
Пересказывать с
опорой на текст.
Использовать причастия и
прилагательные с суффиксом
-гæ.
Составлять вопросительные предложения
по образцу.Выполнять упражнения,
нацеленные на употребление
противительного союза та.
Тестирование
Письменная
работа
1.3.
Фæндæгтæ, фæндæгтæ…
3
3
Читать текст с полным
пониманием содержания.
Писать текст, подставляя
нужные слова.
Пересказывать текст.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Находить в тексте нужные
предложения. Составлять
предложения из отдельных
частей.
Дополнять предложения по теме
Сæрдыгон каникултæ». Выполнять
упражнения, нацеленные на
употребление новой лексики.
Выполнять упражнения, нацеленные на
употреблениепричастий и
прилагательных.
Устный опрос
Практическая
работа
3
3
Воспринимать на слух текст
письма и выполнять задания на
контроль понимания.
Отвечать
на
вопросы
по
Тестирование
Письменная
работа
1.4.
Æгас цу, уазæг!
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
содержанию прослушанноготекста.
Находить в тексте эквиваленты
русских предложений. Дополнять
диалог нужными репликами с
опорой
на
текст.Рассказывать
диалог. Исправлять план текста.
Анализировать
образование
слов.
Дополнять
и
записывать
предложения.
Читать текст с пониманием основного
содержания. Выполнять упражнения,
нацеленные на выбор правильной формы
слова.
1.5.
Хистæрæн – кад, кæстæрæн
– рад.
3
3
Читать текст с пониманием
основного содержания. Отвечать на
вопросы,
нацеленные
на
употреблениеновой лексики.
Обсуждать проблемы пожилых
людей в нашей стране. Делать
выводы о необходимости помогать
пожилымлюдям.
Находить в тексте нужную
информацию и выписыватьее.
Преобразовывать диалог в монолог.
Изучать памятку об образовании
разделительныхчислительных.
Повторять правило
образования порядковых
числительных.
Тренироваться
в
употреблении
разделительных
числительных
в
предложениях.
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.6.
Аргъау сæдæсæрон у.
3
3
Слушать текст в аудиозаписи и
фиксировать отдельныефакты.
Воспринимать на слух текст и
отвечать на вопросы поего
содержанию.
Находить в тексте эквиваленты русских
словосочетаний.Переводить текст на
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалыhttps://ironau.r
u/skola.html
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
осетинский язык.
Записывать предложения, подставляя
нужные слова. Находить антонимы и
определять, к кому из персонажейони
применимы.
Рассказывать об одном из персонажей
сказки. Самостоятельно определять
значения новых слов. Тренироваться в
употреблении глаголов со значением
многократного действия.
1.7.
Хæххон стъалы.
3
3
1.8.
Сыгъзæрин фæззæг.
3
3
Выполнять тестовые задания,
выбирать правильныйответ.
Слушать текст с пониманием
основного содержания.Отвечать
на вопросы по содержанию
текста. Самостоятельно
определять по контексту значения
новых слов.
Работать с двуязычным
словарем. Находить в
тексте нужную
информацию.
Анализировать содержание таблицы
спряжения глагола в изъявительном и
повелительном наклонениях, делать
выводы.
Составлять и записывать
предложения с модальным
глаголом фæнды.
Сопоставлять конструкции с выражением
долженствования и желания.
Выражать свое отношение к осени,
осенней погоде. Комментировать
данные утверждения, соглашаясь или
не соглашаясь с ними.
Давать характеристику осени,
опираясь на данный учебный
текст.
Выписывать из текста
нужную информацию.
Переводить предложения на
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
осетинский язык.
Анализировать образование
слов.
Сопоставлять
образование и
употребление
прилагательных и
причастий.
Выполнять упражнения, нацеленные
на употреблениеприлагательных и
причастий.
Отвечать на вопросы, употребляя новые
слова.Составлять диалог по теме.
1.9.
Ацы диссаджы дуне!
3
1.10
Контролон куыст
1
3
1
Воспринимать на слух содержание
басни
и
понимать основное
содержание.
Находить в тексте предложения с
новыми словами. Находить в
тексте осетинские эквиваленты
русскихпредложений.
Работать со словарем.
Осуществлять подбор
антонимов. Возражать
против неверных
утверждений.
Соглашаться с верными
утверждениями.
Составлять предложения
по схеме.
Читать диалог по ролям.
Отвечать на вопросы по
содержанию диалога.
Преобразовать диалог в
монолог.
Выполнять упражнения, нацеленные
на употреблениедеепричастий.
Рассказывать краткое содержание текста.
Индивидуальная работа
https://iron-do.ru/
Устный опрос
Практическая
работа
Письменная
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
работа
1.11
Кавказ – «æвзæгты хох».
1.12. Нæ сыхæгты æвзæгтæ.
3
3
Читать мини-тексты из истории
Кавказа с полнымпониманием
содержания.
Находить в тексте нужную
информацию.
Записывать предложения с
подстановкой нужных слов. Слушать
аудиотекст о средневековом Кавказе и
отвечатьна поставленные вопросы.
Переводить фразы на осетинский
язык с опорой натекст.
Тренироваться в правильном
произношениинаименований народов
Кавказа.
Рассказывать о языках народов
Кавказа. Знакомиться с рисунком
– генеалогическим древом
кавказских языков.
Дополнять диалог нужными
репликами. Возражать или
соглашаться с
утверждениямисобеседника.
Употреблять устно и письменно
фразы с выражениемвозможности
или невозможности действия.
Выполнять упражнения на
повторение пройденного
материала.
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
3
3
Комментировать схему «Æвзæгты
бинонтæ». Дополнять
предложения с пропусками и
составлятьтекст.
Делать выводы о сходстве и
различиях языков.Выполнять
тренировочные упражнения с
использованием изученной
лексики.
Составлять фразы с использованием
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
послелога фæйнæ,модального глагола
фæнды.
Переводить диалог на осетинский язык.
Слушать аудиотекст и отмечать
необходимые факты.Переводить
слова с помощью словаря.
Читать и анализировать
содержание памятки о
пассивных конструкциях.
Сравнивать структуру
пассивных конструкций в
осетинском и русском языках.
Соглашаться или не
соглашаться с данными
утверждениями.
Пересказывать текст, опираясь на план.
1.13
«Адæмты хох».
3
3
Выполнять упражнения,
нацеленные на повторение
пройденного грамматического
материала.
Употреблять в
письменной и устной речи
существительные во
множественном числе,
страдательные
конструкции, послелоги.
Анализировать таблицу склонения
существительных насогласную и
гласную.
Образовывать по образцу причастия.
Образовывать по образцу
страдательные конструкции.Читать
текст с полным пониманием
содержания и отвечать на вопросы.
Выбирать правильный
ответ на вопрос.
Оценивать правильность
высказывания.
Подбирать заголовок к
тексту. Составлять
диалог с данными
репликами.
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Переводить фразы на осетинский язык,
используяданные послелоги.
1.14. Кавказæгтæ сæ мидбылты
худынц.
3
3
1.15. Кавказы аивад.
3
3
Повторять изученные
вопросительные слова.
Анализировать информацию о месте
вопросительныхслов в
предложении.
Составлять предложения по
теме, отвечая на
поставленный вопрос.
Употреблять существительные и
глаголы в нужнойформе.
Знакомиться с памяткой о значении
и порядке слов в вопросительной
конструкции с глаголом в условном
наклонении.
Читать текст и отмечать
нужное предложение. Давать
полные и краткие ответы на
вопросы посодержанию
притчи.
Выполнять упражнения
на употребление
вопросительных
конструкций.
Составлять текст, заполняя пропуски.
Знакомиться с осетинским
фразеологизмом уд ауайын.Находить
осетинские эквиваленты русских
предложений.
Пересказывать текст.
Слушать аудиотекст, понимать
основное содержание иотвечать на
поставленный вопрос.
Определять значение слов по контексту.
Читать текст с полным
пониманием содержания.
Находить в тексте осетинские
эквиваленты русских
словосочетаний и выписывать их.
Сопоставлять вопросы с
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
данными словами.
Анализировать таблицу
спряжения переходных и
непереходных глаголов.
Знакомиться с образованием и
значением желательногонаклонения
глагола.
Находить в тексте глаголы в
желательном наклонении.
Использовать в речи глаголы в
желательном наклонении.
Отвечать на вопросы по содержанию
текста. Пересказывать содержание
текста с опорой на вопросы.Слушать
текст и читать его про себя.
Выполнять подстановочные
упражнения, нацеленные на усвоение
новой лексики.
Составлять рассказ по содержанию
текстов.Рассказывать об искусстве
народов Кавказа.
1.16
Уары урс-урсид мит…
3
3
Составлять ассоциативные ряды по
теме «Зымæг». Составлять и
записывать предложения по теме
«Зима». Тренироваться в
употреблении глаголов в желательном
наклонении и глаголов со значением
повторяющегося действия.
Сопоставлять содержание
составленных предложений и
объяснять его.
Анализировать таблицу
спряжения глаголов в
изъявительном и
желательном наклонениях.
Читать перевод песни «В лесу
родилась елочка…» на осетинский
язык и находить осетинские
эквиваленты
русских
словосочетаний.
Самостоятельно определять значения
выделенных слов. Активизировать
новую лексику в ответах на вопросы.
https://iron-do.ru/
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Выполнять подстановочные
упражнения, нацеленные наполное
понимание содержания текста и
употребление глаголов в желательном
наклонении.
Рассказывать диалог по ролям, работать в
парах.
1.17. Цы зонæм? Цæмæ арæхсæм?
1.18
Контролон куыст
1.19. Зымæгон æрдз.
2
2
1
3
1
3
Читать тексты с полным
пониманием содержания.
Рассказывать о событиях из своей
жизни с опорой натекст.
Выражать свое отношение к
содержанию текста.Определять
значения слов по контексту.
Анализировать содержание
памятки об образованииглаголов
со значением незавершенного
действия.
Выполнять
тренировочные
упражнения,
нацеленные
на
повторение изученной лексики и
грамматическогоматериала.
Выполнять
подстановочные
упражнения,
нацеленные
на
употребление глаголов со значением
завершенногодействия.
Пересказывать текст.
Устный опрос
Практическая
работа
Индивидуальная работа
Письменная
работа
Высказывать свое мнение
относительно правильностиили
неправильности утверждения.
Аргументировать свое
мнение. Преобразовывать
предложения, изменяя форму
глаголов, и записывать их.
Решать кроссворд на тему «Зымæг».
Читать стихотворение с
пониманием основного
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
содержания.
Комментировать содержание текста.
Находить в тексте эквиваленты русских
словосочетаний.Находить правильные
варианты перевода предложений.
Анализировать содержание памятки о
способах выражения разрешения и
повеления.
Заполнять таблицу, нацеленную
на повторениеспряжения
глаголов. Искать различия в
рисунках и рассказывать о них.
Читать письмо школьницы и
комментировать егосодержание.
Выполнять
упражнения на
закрепление
грамматического
материала.
Писать письмо другу, рассказывать о
зимнем досуге.
1.20. Кæстæртæ сæ мидбылты
худынц.
3
3
Слушать текст-диалог и отмечать
ответ на заданныйвопрос.
Воспроизводить отдельные
реплики диалога.
Воспроизводить диалог и
пересказывать его. Читать и
анализировать памятку о
значениях иупотреблении
частицы ма.
Делать выводы об употреблении
частицы ма в разныхпредложениях.
Употреблять
этикетные фразы в
разных
коммуникативных
ситуациях.
Составлять предложения, нацеленные
на употреблениеслов со значением
желания, долженствования.
Переводить фразы на осетинский язык.
Писать письмо, подставляя слова
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
в нужной форме.Употреблять
новую лексику в подстановочных
упражнениях.
Пересказывать диалог по ролям.
1.21. Шахматты историйæ.
3
3
Определять значения новых слов по
контексту. Читать текст о первом
официальном чемпионате мирапо
шахматам и отвечать на вопросы.
Выполнять упражнения, нацеленные
на употреблениеконструкций
раньше, чем / позже, чем.
Составлять мини-тексты по истории
проведениячемпионатов по шахматам и
записывать их. Слушать текст на тему
«Шахмæтты историйæ» и понимать
основное содержание. Слушать текст и
отмечать, с какими фактами связаны
данные слова.
Прогнозировать значение
словосочетаний по
известному компоненту.
Повторять спряжение вспомогательного
глагола уæвын. Делать запрос
информации и обмениваться
информацией. Выполнять упражнения
на закрепление грамматического
материала, употребление частицы ома,
послелога æхсæн.
Устный опрос
Практическая
работа
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.22. Æрыгон чемпионтæ.
3
3
Читать текст с полным
пониманием содержания и
отвечать на вопросы.
Дополнять предложения, указывая
возраст спортсменов.Выполнять
упражнения, нацеленные на
употребление числительных.
Высказывать свое мнение о жизни
юных спортсменов. Рассказывать о
юных спортсменах, используя
материалтекстов.
Обсуждать содержание текста о
Наде Команечи.Составлять
диалог, выбирая нужные
Устный опрос
Практическая
работа
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
реплики. Воспринимать на
слух текст и находить ответ на
поставленный вопрос.
Находить
в
тексте
заведомо
неправильную
информацию.
Пересказывать содержание текста.
1.23. Уæрæсейы хæстон кад.
3
3
1.24. Фыдыбæстæ
хъахъхъæнджытæ.
3
3
Самостоятельно определять значения
словосочетаний.Знакомиться с
некоторыми фактами из биографии
А.В. Суворова.
Рассуждать об отношениях
фельдмаршала иостроумного солдата.
Находить в тексте нужную информацию
Выражать свое отношение к
содержанию высказываний.Составлять
диалог и участвовать в инсценировке.
Делать выводы о правописании
глаголов с приставками.Заполнять
таблицу спряжения глаголов в
прошедшем времени.
Упражняться в употреблении
существительных внужной
падежной форме.
Знакомиться с памяткой о
функциях глагольных
приставок.
Тренироваться в выборе
правильной глагольной
приставки.
Записывать текст, заполняя пропуски
данными словами.Находить
осетинские эквиваленты русских
предложений.
Выполнять тестовые задания.
Читать текст с пониманием
основного содержания.Выполнять
задания на контроль понимания.
Переводить предложения на
осетинский язык. Знакомиться с
речевыми штампами и
тренироваться вих употреблении.
Устный опрос
Практическая
работа
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Устный опрос
Практическая
работа
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Расставлять предложения в той
последовательности, вкоторой они
встречаются в тексте.
Составлять диалог с данными
репликами и участвоватьв
инсценировке.
Слушать текст и читать его про себя.
Обсуждать содержание текста о
приезде М.И. Кутузовав армию.
Самостоятельно определять значения
выделенных слов.Пересказывать
диалог. Повторять спряжение
глаголов в условном наклонении.
Изучать памятку о структуре
сложноподчиненного предложения с
придаточным условным.
Тренироваться
в
употреблении
сложноподчиненных предложений с
придаточным условным.
1.25. Спорт у æнæниздзинад.
3
3
1.26. Спорт æмæ аивад.
3
3
Слушать слова и повторять их за
диктором. Самостоятельно
определять значение словосочетаний.
Воспринимать на слух текст и
выполнять задания на контроль
понимания.
Составлять предложения из
отдельных частей. Читать
полилог по ролям, отвечать на
вопросы иинсценировать его.
Составлять монолог по содержанию
полилога. Обсуждать отношение к
физической красоте в разныеэпохи.
Тренироваться
в
употреблении
сложноподчиненных предложений с
придаточным условным.
Повторять лексику
по теме «Спорт».
Знакомиться с
новой лексикой.
Воспринимать на слух текст и
выполнять задания наконтроль
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
понимания.
Переводить предложения на
осетинский язык.Выбирать
правильный вариант и
записывать предложения.
Определять основную мысль текста.
Дополнять предложения с опорой на
текст и составлятьдиалог.
Участвовать в
инсценировке
диалога.Повторять
пассивную форму
глагола.
Выполнять подстановочные
упражнения, нацеленные на
употребление существительных в
разных падежах. Изучать
содержание памятки о наречии
бынтон, егозначении и правилах
употребления.
Тренироваться в составлении
предложений с наречиембынтон.
Выполнять тестовые задания.
1.27. Тæдзынджытæ тæдзынц.
3
3
Знакомиться с устойчивым
оборотом мартъийы боныхуызæн
тæргайгæнаг.
Рассуждать о значении
устойчивого оборота. Слушать
новые слова и повторять их за
диктором.
Воспринимать на слух аутентичный
текст с пониманиемосновного
содержания.
Выполнять задания на контроль
понимания текста.
Классифицировать лексику по
тематическим группам.Переводить
диалог на русский язык.
Составлять и пересказывать монолог.
Выполнять тренировочные
упражнения, нацеленные на
употребление сложноподчиненных
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
предложений спридаточным
условным.
Повторять спряжение глаголов в
желательномнаклонении.
1.28. Зымæджы маст –
уалдзæджы цин.
3
Контролон куыс
1
1.29
1.30. Бафæлладыстæм…
Аулæфæм?
3
3
1
3
Выполнять упражнения на активизацию
новой лексики. Определять
правильность или неправильность
перевода
данных предложений. Переводить
предложения по теме на осетинский
язык. Заполнять пропуски и
составлять текст. Догадываться о
содержании текста с пропусками.
Рассказывать об изменениях в
природе весной. Распространять
предложения и записывать их.
Находить в тексте новые слова и
анализировать их употребление.
Воспринимать на слух аутентичный
текст и выполнятьзадания на
контроль понимания.
Рассказывать диалог, участвовать в
инсценировке.
Устный опрос
Практическая
работа
Индивидуальная работа
Письменная
работа
Читать диалог и отвечать
на вопросы. Выбирать
правильные ответы и
составлятьпредложения.
Знакомиться с содержанием
памятки о выражениизначения «я
/ мы с кем-либо»
Воспринимать на слух и понимать
содержание текста.Рассказывать
содержание диалога от разных лиц.
Давать толкование выделенному
предложению. Находить в тексте
незнакомые слова и переводить их с
помощью словаря.
Распознавать в тексте сложные
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалыhttps://ironau.r
u/skola.html
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
глаголы и сложныеформы
простых глаголов.
Различать использование
простых глаголов и ихсложных
форм.
Выполнять упражнения на
закрепление навыка
использования сложных форм
глагола.
Составлять диалоги по образцам.
Составлять текст из отдельных
предложений и читатьего.
Переводить диалог на осетинский язык.
Повторять образование простых и
сложных глаголов итренироваться в
их употреблении в речи.
Пересказывать основное содержание
текста.
1.31. «Равдисут мын
Дзæуджыхъæу».
3
3
Выражать свое мнение о плане
знакомства с городом иобосновывать
его.
Отвечать на вопросы и составлять
по ним монолог. Участвовать в
обсуждении плана знакомства с
городом.Описывать
достопримечательности
Владикавказа. Слушать разные
мнения о достопримечательностях
города.
Дополнять диалог нужными
репликами и читать его поролям.
Комментировать мнения собеседников
по теме
«Уазæджы зонгæ
кæнæм горæтимæ».
Находить в тексте
указанные фразы .
Отвечать на вопросы
без опоры на текст.
Находить неправильные ответы и
исправлять их. Определять
принадлежность реплик
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
действующимлицам полилога.
Повторять склонение и употребление
полных и краткихличных
местоимений.
Письменно выполнять упражнения на
употреблениесложной формы глаголов.
1.32. Цыртдзæвæнтæ
хъахъхъæныны
æппæтдунеон бон.
3
3
Активизировать знакомую лексику по
теме
«Цыртдзæвæнтæ æмæ
историон бынæттæ ».
Выполнять упражнения на
употребление в речи
устойчивых оборотов и
словосочетаний по теме
«Цыртдзæвæнтæ æмæ историон
бынæттæ». Прогнозировать
содержание текста по отдельным
предложениям.
Читать текст и выполнять
задания на контроль его
понимания.
Восполнять предложения и
составлять диалог.
Рассказывать диалог по
ролям.
Делать краткие сообщения по теме
«Цыртдзæвæнтæхъахъхъæныны
æппæтдунеон бон».
Анализировать строение
предложений с
однороднымичленами и
сравнивать их с
аналогичными
конструкциями русского
языка. Находить
осетинские эквиваленты
русскихпредложений с
однородными членами.
Тренироваться в употреблении
конструкций с двойнымсоюзом
æрмæст нæ… фæлæ дæр.
Повторять
способы
выражения
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
долженствования.
1.33
Ирыстоны цыртдзæвæнтæ
æмæ историон бынæттæ.
1.34. Уæлахизы бонмæ.
3
3
3
3
Самостоятельно
определять значения слов.
Находить антонимы и
записывать их.
Определять по отрывку из
письма его автора.
Пересказывать содержание
письма.
Высказывать свое мнение
относительно содержанияписем.
Заполнять пропуски и
составлять полилог.
Участвовать в
инсценировке полилога.
Знакомиться с презентацией
«Дзæуджыхъæуы
цыртдзæвæнтæ».
Подсказывать однокласснику
ответы на вопросыучителя.
Преобразовывать диалог и
пересказывать его. Знакомиться
с памяткой о структуре и
значении сложноподчиненных
предложений с придаточным
времени.
Выполнять упражнения на употребление
сложноподчиненных предложений с
придаточнымвремени.
Слушать новые слова и
повторять их за диктором.
Определять значения слов с
помощью словаря.
Воспринимать на слух текст и
отвечать на вопросы поего
содержанию.
Слушать текст и письменно
фиксировать необходимую
информацию. Задавать вопросы друг
другу и отвечать на них, работаяв
паре.
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Выполнять упражнения на
активизацию новой лексики.
Тренироваться в употреблении
сложноподчиненных предложений с
придаточным времени.
Выполнять тестовые
задания, направленныена
закрепление новой
лексики и повторение
грамматического
материала.
1.35. Нæ ферох кæндзыстæм…
3
3
Слушать словосочетания по теме
и повторять их задиктором.
Переводить предложения на
осетинский язык. Читать текст с
полным пониманием содержания
инаходить в тексте ответы на
вопросы.
Находить части
предложений и
записыватьпредложения.
Дополнять предложения.
Рассказывать о подвигах братьев
Гасановых. Исправлять ошибки в
содержании и читать диалог.
Употреблять в речи
сложноподчиненные предложения с
придаточным времени.
Повторять числительные, употреблять
частицу фæйнæ.Задавать вопросы к
каждому предложению текста.
Составлять диалог по вопросам и
записывать его.Инсценировать
диалог .
Устный опрос
Практическая
работа
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.36. Æрхæццæ кæнынц
каникултæ!
3
3
Выполнение упражнений,
нацеленных на активизациюлексики
по теме «Каникултæ».
Прогнозировать содержание
текста по заголовку.
Комментировать заголовок
текста.
Находить в тексте эквиваленты русских
Устный опрос
Практическая
работа
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
словосочетаний.Дополнять
предложения по тексту и записывать
их.
Рассказывать о своих планах на
лето. Задавать вопросы
собеседнику и отвечать на
вопросы собеседника.
Воспринимать на слух текст с
опорой на комментарии.
Выполнять задания на контроль
понимания текста. Читать текст и
отвечать на вопросы. Задавать
вопросы к каждому слову
предложения. Выполнять
упражнения, нацеленные на
повторение спряжения глагола и
употребление
сложноподчиненных
предложений с придаточным
времени.
.Контролон куыст
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
1.37
1
Индивидуальная работа
Письменная
работа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Кудзоева А.Ф. Ирон æвзаг: Ахуыргæнæн чиныг 8 къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы
ахуыргæнинæгтæн). – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2021. – 156 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка Медиа-Полис,
2012.- 336 с.
2. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
3. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
4.Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии в обучении осетинскому языку: Методическое пособие
/ Ф.А.Майрамукаева. – Владикавказ: ГБОУ ДПО СОРИПКРО, 2021. – 87 с.;
5. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты: Ахуырадон-методикон
пособи.-Джæуджыхъæу, 2021. – 87 ф.
6.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Бæрзæфцæгhttps://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html
8. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
9. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
10. mahdug.ru Литературный журнал "Мах дуг"
11. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
12. http://iratta.com
13. Цифровая образовательная среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проведение занятий по дисциплине осуществляется в стандартных учебных классах
общеобразовательных организаций.
В образовательном процессе используются:
учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска;
интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс мультимедийного
оборудования;
компьютерный класс с выходом в Интернет.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
учебная доска, интерактивная доска и стационарный или
мультимедийного оборудования;
компьютерный класс с выходом в Интернет.
переносной
комплекс