МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
УОАМС Моздокского района
МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7024434)
учебного предмета "Родной язык (русский)"
для обучающихся 1 классов
Составитель: Юсупова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
ст. Ново-Осетинская, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Родной язык
(русский)"
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения
основной образовательнойпрограммы начального общего образования в
части требований, заданных Федеральнымгосударственным
образовательным стандартом начального общего образования к
предметнойобласти«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа ориентирована насопровождение и поддержку курса русского
языка, входящего в предметную область «Русский язык илитературное
чтение».Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на
удовлетворение потребностиобучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры исамореализации в ней.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права
техобучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки,
поэтому учебное время, отведённоена изучение данной дисциплины, не
может рассматриваться как время для углублённого изученияосновного
курса.В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается
расширение сведений,имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализацииязыковой системы в речи‚
внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русскогоязыка с цивилизацией и культурой, государством и обществом
Программа учебного предметаотражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковыеаспекты, которые
обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическуюобусловленность.Содержание курса направлено на
формирование представлений о языке как живом, развивающемсяявлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из
основныххарактеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный
характер, школьный курс русскогородного языка опирается на содержание
основного курса, представленного в образовательнойобласти«Русский язык
и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Основныесодержательные линии настоящей программы соотносятся с
основными содержательными линиямиосновного курса русского языка в
начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественнопрактикоориентированный характер.Задачами данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей
языкаспособности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие
языковой интуиции; изучениеисторических фактов развития
языка;расширение представлений о различных методах познания языка
(учебное лингвистическое миниисследование, проект, наблюдение, анализ и
т. п.); включение учащихся в практическую речевуюдеятельность.В
соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок —
«Русский язык: прошлоеи настоящее» —включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русскогоязыка, о
происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.
Данный блоксодержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и
культуры народа, сведения онационально-культурной специфике русского
языка, об общем и специфическом в языках и культурахрусского и других
народов России и мира.Второй блок — «Язык в действии» — включает
содержание, обеспечивающее наблюдение заупотреблением языковых
единиц, развитие базовых умений и навыков использования
языковыхединиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормахсовременного русского
литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативнымсловарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоватьсясловарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи:
практическоеосвоение норм современного русского литературного языка (в
рамках изученного); развитиеответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни.Третий блок —
«Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов
речевойдеятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных
навыков младших школьников(умениями определять цели общения,
адекватно участвовать в речевом общении); расширениемпрактики
применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных
центров данногоблока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты исоздавать собственные
тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистическойпринадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Родной язык (русский)"
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения
и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к
родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации,
о месте русского языка среди других языков народов России;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной
специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием
языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с
точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык
(русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе
рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 99 часа, 3 часа в неделю
33 рабочих недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
1 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки
и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические
единицы с национально- культурной семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т.д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (пословицах,
поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2.
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за
сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3.
СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) в 1 классе направлено на
достижение обучающимисяличностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной
школе у обучающегося будутсформированы следующие личностные
результаты при реализации основных направленийвоспитательной
деятельности:гражданско-патриотического воспитания:становление
ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение родногорусского языка, отражающего историю и культуру
страны;осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание ролирусского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнациональногообщения народов
России;сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны
и родного края, в том числечерез обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;уважение к своему и другим народам,
формируемое в том числе на основе примеров изхудожественных
произведений;первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности,уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилахмежличностных
отношений, в том числе отражённых в художественных
произведениях;духовно-нравственного воспитания:признание
индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный
ичитательский опыт;проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности, в том числе с использованиемадекватных языковых
средств для выражения своего состояния и чувств;неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального
вредадругим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);эстетического воспитания:уважительное
отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видамискусства, традициям и творчеству своего и других
народов;стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе вискусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающейсреде (в том числе
информационной) при поиске дополнительной информации в процессе
языковогообразования;бережное отношение к физическому и психическому
здоровью, проявляющееся в выбореприемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правилобщения;трудового воспитания:осознание ценности труда в жизни
человека и общества (в том числе благодаря примерам изхудожественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатамтруда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям,возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений;экологического
воспитания:бережное отношение к природе, формируемое в процессе
работы с текстами;неприятие действий, приносящих ей вред;ценности
научного познания:первоначальные представления о научной картине мира
(в том числе первоначальныепредставления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира);познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
впознании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность исамостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной
школе у обучающегося будутсформированы следующие познавательные
универсальные учебные действияБазовые логические действия:сравнивать
различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
языковыхединиц, устанавливать аналогии языковых единиц;объединять
объекты (языковые единицы) по определённому признаку;определять
существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицироватьязыковые единицы;находить в языковом материале
закономерности и противоречия на основе предложенного
учителемалгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами,самостоятельно выделять учебные операции
при анализе языковых единиц;выявлять недостаток информации для
решения учебной и практической задачи на основепредложенного
алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях
наблюдения за языковым материалом,делать выводы.Базовые
исследовательские действия:с помощью учителя формулировать цель,
планировать изменения языкового объекта, речевойситуации;сравнивать
несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основепредложенных критериев); проводить по предложенному плану
несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённогонаблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать спомощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного языкового материала;прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
илисходных ситуациях.Работа с информацией:выбирать источник
получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемойинформации, для уточнения;согласно заданному алгоритму
находить представленную в явном виде информацию впредложенном
источнике: в словарях, справочниках;распознавать достоверную и
недостоверную информацию самостоятельно или на
основаниипредложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей, законныхпредставителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в
Интернете(информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, осинонимах слова); анализировать и
создавать текстовую, видео, графическую, звуковуюинформацию в
соответствии с учебной задачей;понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельносоздавать схемы,
таблицы для представления лингвистической информации.К концу
обучения в начальной школе у обучающегося
формируютсякоммуникативные универсальные учебные
действия.Общение:воспринимать и формулировать суждения, выражать
эмоции в соответствии с целями иусловиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику,соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;признавать возможность существования
разных точек зрения;корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; строить речевое высказывание всоответствии с
поставленнойзадачей;создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование) в соответствии сречевой ситуацией;готовить
небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, орезультатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,
плакаты) к тексту выступления.Совместная деятельность:формулировать
краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителемформата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению:распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешатьконфликты;ответственно выполнять
свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;выполнять
совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.К концу
обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивныеуниверсальные учебные
действия.Самоорганизация:планировать действия по решению учебной
задачи для получениярезультата; выстраивать последовательность
выбранных действий.Самоконтроль:устанавливать причины успеха/неудач
учебной деятельности; корректировать свои учебныедействия для
преодоления речевых и орфографических ошибок;соотносить результат
деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению,характеристике, использованию языковых единиц;находить
ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить
орфографическую ипунктуационную ошибку;сравнивать результаты своей
деятельности и деятельности одноклассников, объективнооцениватих по
предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх
лет обучения должнообеспечить воспитание ценностного отношения к
родному языку как отражению культуры,включение учащихся в культурноязыковое пространство русского народа, осмысление красоты ивеличия
русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащениеактивного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения роднымязыком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной
иписьменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о
родном языке как системе и какразвивающемся явлении, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц итекстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.К концу обучения в 1 классе
обучающийся научится:— распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения, обозначающиепредметы традиционного русского
быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов поуказанной
тематике;— использовать словарные статьи учебного пособия для
определения лексического значенияслова;— понимать значение русских
пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;— осознавать
важность соблюдения норм современного русского литературного языка
длякультурного человека;— произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного);— осознавать смыслоразличительную роль ударения;—
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературногоязыка (в рамках изученного);— выбирать из нескольких
возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствуетобозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;— различать этикетные формы обращения в официальной
и неофициальной речевой ситуации;— уместно использовать
коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога идр.);—
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;—
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей
и чувств народном языке адекватно ситуации общения;— владеть
различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстовоб истории языка и культуре русского народа;— анализировать
информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём
наиболеесущественные факты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
Наименование разделов и тем
программы
1. Секреты речи и текста
Общение. Устная и
письменная речь.
Стандартные обороты речи для
участия в диалоге: Как
приветствовать взрослого и
сверстника? Как вежливо
попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно
отблагодарить? Этикетные
формы обращения в
официальной и неофициальной
речевой ситуации.
Правила корректного речевого
поведения в ходе диалога;
использование в речи языковых
средств для свободного
выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации общения.
Секреты диалога: учимся
разговаривать друг с другом и
со взрослыми.
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
5
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
12
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
2
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
4
5
6
7
8
9
10
Имена в малых жанрах
фольклора
Цели и виды вопросов: вопросуточнение, вопрос как запрос на
новое содержание.
Раздел 2. Язык в действии Роль
логического уадрения.
Звукопись в стихотворном
художественном тексте.
Как нельзя произносить слова:
пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
произношении слов.
Смыслоразличительная роль
ударения.
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
2
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
2
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
6
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
2
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
8
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
Наблюдение за сочетаемостью
слов: пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов.
2
Раздел 3. Русский язык:
прошлое и настоящее Сведения
об истории русской
8
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
письменности: как появились
буквы современного русского
алфавита. Особенности
оформления книг в Древней
Руси: оформление красной
строки и заставок. Значение
устаревших слов данной
тематики. Русские пословицы и
поговорки, связанные с
письменностью. Различные
приёмы слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа. Различные
приёмы слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.
11
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного
русского быта: дом в старину:
что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т.д.). Значение
устаревших слов указанной
тематики. Русские пословицы и
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
7
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
поговорки, связанные с
жилищем. Различные приемы
слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа. Различные
приемы научно-познавательных
и художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.
12
13
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного
русского быта: как называлось
то, во что одевались в старину
(кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т.д.). Значение
устаревших слов указанной
тематики. Русские пословицы и
поговорки, связанные с
одеждой. Различные приемы
слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.
Раздел 4. Секреты речи и текста
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
4
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
35
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
14
Наблюдение за текстами разной
стилистической
принадлежности. Составление
текстов. Анализ информации
прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем
наиболее существенных фактов.
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
4
99
0
0
2 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
1
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
Тема урока
Раздел 1. Секреты речи и
текста
Общение. Устная и
письменная речь.
Стандартные обороты речи
для участия в диалоге: Как
приветствовать взрослого и
сверстника? Как вежливо
попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно
отблагодарить? Этикетные
формы обращения в
официальной и
неофициальной речевой
ситуации.
Правила корректного
речевого поведения в ходе
диалога; использование в
речи языковых средств для
свободного выражения
мыслей и чувств адекватно
ситуации общения. Секреты
диалога: учимся
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
5
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
12
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
2
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
разговаривать друг с другом
и со взрослыми.
4
5
6
7
8
9
Имена в малых жанрах
фольклора
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
2
2
Раздел 2. Язык в действии
Роль логического уадрения.
6
Как нельзя произносить
слова: пропедевтическая
работа по предупреждению
ошибок в произношении
слов.
Смыслоразличительная
роль ударения.
Наблюдение за
сочетаемостью слов:
пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
Цели и виды вопросов:
вопрос-уточнение, вопрос
как запрос на новое
содержание.
Звукопись в стихотворном
художественном тексте.
0
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
2
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
8
0
1
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
2
1
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
сочетаемости слов.
10
11
Раздел 3. Русский язык:
прошлое и настоящее
Сведения об истории
русской письменности: как
появились буквы
современного русского
алфавита. Особенности
оформления книг в Древней
Руси: оформление красной
строки и заставок. Значение
устаревших слов данной
тематики. Русские
пословицы и поговорки,
связанные с
письменностью. Различные
приёмы слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа. Различные
приёмы слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.
8
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
7
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
предметы традиционного
русского быта: дом в
старину: что как называлось
(изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец,
лучина и т.д.). Значение
устаревших слов указанной
тематики. Русские
пословицы и поговорки,
связанные с жилищем.
Различные приемы
слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа. Различные
приемы научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.
12
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного
русского быта: как
называлось то, во что
одевались в старину
(кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т.д.).
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
4
1
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
Значение устаревших слов
указанной тематики.
Русские пословицы и
поговорки, связанные с
одеждой. Различные
приемы слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.
13
14
Раздел 4. Секреты речи и
текста Наблюдение за
текстами разной
стилистической
принадлежности.
Составление текстов.
Анализ информации
прочитанного и
прослушанного текста:
выделение в нем наиболее
существенных фактов.
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-
35
0
0
yazyk/presentacii-3/1-class/
https://infourok.ru/biblioteka/rodnoj-
yazyk/klass-1/type-56
4
0
0
99
2
1
2 КЛАСС
№ п/п
Тема
урока
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
№ п/п
Тема
урока
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
4 КЛАСС
№ п/п
Тема
урока
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы