МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная ОсетияАлания
АМС Моздокского района
МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8694470)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 5-9 классов
Ст.Ново-Осетинская 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа) разработана в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых резуль- татов
федеральных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учѐтом выбора участника- ми образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения
к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к
правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
● в создани и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации
от
09.11.2022
№
809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996- р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении фе- дерального
государственного образовательного стандарта начального об- щего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении фе- дерального
государственного образовательного стандарта основного об- щего образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении феде- рального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении фе- деральной
образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении фе- деральной
образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении фе- деральной
образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении информации» (вместе с
Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11 классов, в
течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и
позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует
отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это
позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не
только- на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не
означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и
чѐткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз
будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации
содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные,
этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация.
Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими
членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной
деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага
Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где
проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими
комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть
— мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия, выдвижение мотива его
проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является
введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной
(работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика),
практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей жизни. Влияние цифровых
технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков
работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык, объединяющий
многонациональную семью народов Российской Федерации. Современный языковой ландшафт
характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Понимание
уместности употребления тех или иных слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак
образованного человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая
безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически
чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская культура — признанное
мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства. Состояние современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств личности. Уважение к
окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива. Под- готовка ко взрослой жизни и формирование ответственности. О роли
педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа
любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен
опытом между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к позитивным изменениям и
взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков и
вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от
друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль
цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России. Роль
генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности —
естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных
ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском. Профессиональные качества и навыки
спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при
общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности
и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации — основной закон
страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость —
одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как
прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая
роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и
исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для семейного
доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой:
составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм
— это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные
мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия
как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников
искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект все- мирного
достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою
мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в
нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как
происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера
деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан.
Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный
человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить
статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д.
Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература —
настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за
рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии
человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут
стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России.
Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр — целая семья разных
профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах
мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние чело- века перед важным
событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом
здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их
сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие
космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как
предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как
устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие
полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего
успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе
переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась
история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства,
эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают
чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование
ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии
личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в
команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык, объединяющий
многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка,
изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понят- ная
речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в
современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая
безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически
чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое до- стояние человечества.
Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка
как вид искусства. Состоя- ние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безус- ловной ценности каждого
человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспита- нии личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа
любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье.
Преодоление конфликтов и про- блем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообра- зие культур, языков и
вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в раз- витии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от
друга, но имеющих единые потребности в любви, ува- жении, дружбе, принятии и самореализации. Роль
цифровых технологий в рас- ширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в со- временной России. Роль
генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание
достижений отечественной науч- ной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны.
Воз- можности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности —
естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудно- стей.
Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных
ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасате- лей. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления цен- ностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при
обще- нии с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, мужества и ре- шительности — неотъемлемая часть российской
идентичности. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Фе- дерации — основной
закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость
— одна из важнейших духов- но-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны
как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанно- сти есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая
роль совести в осуществлении личного выбора. Влия- ние традиционных ценностей, культуры и
исторического опыта страны на фор- мирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это вре- мя не только для семейного
доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой:
составление календаря. Новогод- ние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы
новогодней сказ- ки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной
мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских
и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. Со- временная мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — храни- тели богатейшего
материального и нематериального наследия страны. Сохра- нение исторического и культурного наследия
как направление государствен- ной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников
искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект все- мирного
достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музей- ного дела. Как создавать и
развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, воз- можность реализовать свою
мечту и принести пользу обществу. Современ- ные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое лидерство государ- ства и развитие науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как
проис- ходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера
деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан.
Специфика дипломатической работы. Ди- алог между государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный
человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является при- мером для окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, ко- торый позволяет закрепить
статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и про- фессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К.Д.
Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти на- ставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература —
настоящий культурный феномен. Русских классиков лю- бят и читают не только на родине, но и за
рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии
человека, интел- лекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут
стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театраль- ных деятелей России.
Российская драматургия, опера и балет — часть мирово- го наследия. Театр — целая семья разных
профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему дости- жения русской театральной школы широко используются во многих странах
мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние чело- века перед важным
событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом
здоровье. Какие полезные при- вычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их
сформиро- вать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космиче- ских держав. Развитие
космической отрасли —приоритетное направление на- циональных проектов. Достижения прошлого как
предмет национальной гор- дости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как
устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего человечества новые го- ризонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека. Почему об экологии дол- жен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина ро- ста мусора. Климатические изменения, загрязнение
окружающей среды. Разви- тие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие
полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в об- щее дело и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения исто- рии народа. Влияние песни
на чувство сопричастности истории народа, сохра- нение памяти о Великой Отечественной войне
последующим поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех за- нятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает поступать правиль- но и ответственно.Традиционные ценности помогают
чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование
ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии
личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в
команде, уважения раз- ных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государствен- ный язык, объединяющий
многонациональную семью народов Российской Фе- дерации. Современное разнообразие русского языка,
изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понят- ная
речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Прави- ла использования стилей речи
в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обе- спечивается цифровая
безопасность государства и каждого человека? Воз- можности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной энергии.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически
чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние человечества.
Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной ценности каждого
человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа
любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье.
Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков и
вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в раз- витии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от
друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль
цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в со- временной России. Роль
генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности —
естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных
ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при
общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности
и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации — основной закон
страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость —
одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как
прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая
роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании нравственности традиционных
ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это вре- мя не только для семейного
доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой:
составление календаря. Новогод- ние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы
новогодней сказ- ки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной
мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских
и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — храни- тели богатейшего
материального и нематериального наследия страны. Сохра- нение исторического и культурного наследия
как направление государствен- ной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников
искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект все- мирного
достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музей- ного дела. Как создавать и
развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, воз- можность реализовать свою
мечту и принести пользу обществу. Современ- ные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как
происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера
деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан.
Специфика дипломатической работы. Ди- алог между государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный
человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является при- мером для окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, ко- торый позволяет закрепить
статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и про- фессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д.
Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература —
настоящий культурный феномен. Русских классиков лю- бят и читают не только на родине, но и за
рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии
человека, интел- лекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут
стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театраль- ных деятелей России.
Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зер- кало общества, отражающее эпохи, нравы и
судьбы страны. Театр — семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую
практику. Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние чело- века перед важным
событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом
здоровье. Какие полезные при- вычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их
сформиро- вать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих косми- ческих держав. Развитие
космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как
предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества
новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека. Почему об экологии дол- жен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина ро- ста количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в об- щее дело и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять
успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась
история нашей страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о
Великой Оте- чественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и
переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех за- нятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает поступать правиль- но и ответственно.Традиционные ценности помогают
чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование
ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обу- чающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образова- тельных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных ин- тересов других людей;
активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли раз- личных социальных институтов в жизни человека; представление
об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном об- ществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной дея- тельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, прояв- ление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Фе- дерации, своего края, народов России; формирование ценностного
отношения к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техноло- гиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государ- ственным символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные цен- ности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нрав- ственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; свобо- да и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искус- ства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоциональ- ного воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отече- ственного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и на- родного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмо- циональное состояние других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний соци- альных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружаю- щей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприя- тие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологиче- ской и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на совре- менную систему научных
представлений об основных закономерностях раз- вития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской де- ятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стрем- ление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных соци- альных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетент- ности через
практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; развитие умений анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оцени- вать свои действия с
учѐтом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные ар- гументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптималь- ную форму представления информации, оценивать надѐжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулиро- ванным
самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действи- ями: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответ- ствии с целями и условиями общения; выражать
свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное
от- ношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возраже- ния; в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды; оценивать качество своего вклада в об- щий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений группой);
делать выбор и
брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и
условиям; выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учѐтом специфики содержания предметных областей, к которым
имеет отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной ре- чевой деятельности;
формирование умений речевого взаимодействия: созда- ние устных монологических высказываний на
основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научнопопу- лярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поис-ковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов
на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение
информации из различных источников, еѐ осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности лите- ратуры и еѐ роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укрепле- нии единства многонационального народа
Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художе- ственного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочи- танное, понимать художественную
картину мира, отражѐнную в литературных произведениях, с учѐтом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, ис- пользуя
подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном
произведении, в дис- куссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора
и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отли- чия в культуре и традициях
народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств
информационно-коммуникационных технологий; разви- тие умения соблюдать сетевой этикет, базовые
нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети
Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории
России, определять совре- менников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических со- бытиях, явлениях, процессах истории родного
края, истории России и миро- вой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических
явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие
умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений,
процессов, устанавливать причинно-следственные, про- странственные, временные связи исторических
событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический ма- териал, в том числе используя источники
разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной при- надлежности на основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимо- понимания между народами,
людьми разных культур, уважения к историческо- му наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важ- ности семьи как базового социального
института, о характерных чертах обще- ства, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и
политической сферах жизни общества, об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовом ста- тусе гражданина Российской Федерации
(в том числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и
образования, противодействии коррупции в Российской Федера- ции, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие умения
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отече- ству, нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм,
историческое единство народов России, преем- ственность истории нашей Родины); формирование
умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодей- ствие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства, связи политических потрясений и социально-эко- номических кризисов в государстве;
развитие умения использовать получен- ные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социаль- ный опыт определять и
аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своѐ отношение к явлениям, процессам
социальной действительности; развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизи- ровать и критически оценивать социальную информацию, соотносить еѐ с соб- ственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения че- ловека, личным социальным опытом;
развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия мораль- ным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональ-
ности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основ- ных свойствах географических
объектов, понимание роли географии в форми- ровании качества жизни человека и окружающей его
среды на планете Зем- ля, в решении современных практических задач своего населѐнного пункта,
Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчиво- го развития; формирование
умения устанавливать взаимосвязи между изучен- ными природными, социальными и экономическими
явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие
умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компо- нентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№
п/п
1
2
3
Темы занятий
Количество
часов
Зачем человеку учиться?
1
Русский язык в эпоху 1
цифровых технологий
Цифровой
страны
суверенитет
1
Основное содержание
Обучение — важный процесс развития че- ловека.
Роль знаний в развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков работы в команде,
уважения
разных
мнений,
разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный язык,
объединяющий
многонациональную
семью
народов Российской Федерации. Современ- ное
разнообразие русского языка, измене- ния в
устной и письменной речи под влия- нием
цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная
речь — признак образованного человека и залог
успеха в будущем. Правила использования стилей
речи в современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм
Что
такое
цифровой
суверенитет?
Как
обеспечивается
цифровая
безопасность
государства и каждого человека? Возмож- ности
цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются новые техноло- гии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового
мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
Виды
деятельности Электронные ресурсы
обучающихся
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
4
5
6
7
Мирный атом.
День работника
промышленности
О творчестве.
музыки
атомной 1
Ко
Дню 1
Что такое уважение? Ко Дню 1
учителя
Как понять друг
разным поколениям?
друга 1
Мирный атом — это использование атомной
энергии в мирных целях на благо человече- ства.
Контроль распространения атомной энергии.
Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной
научной
школы.
Влияние
экологически
чистых
и
эффективных
источников энергии на будущее челове- чества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация твор- ческого
потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой
творческий потенциал? Му- зыка как вид
искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Уважение — это понимание безусловной
ценности
каждого
человека.
Осознанное
уважительное отношение к людям, к чу- жому
труду, к государству — фундамент гармоничного
развития общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой
жизни
и
формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании
личности.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Семья как ценность в жизни каждого чело- века,
основа любого общества. Формиро- вание общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в
семье. Преодоление конфликтов и проблем в
общении за счет взаимоуважения и обмена
опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
8
9
10
О городах России. Ко Дню
народного единства
1
Общество
безграничных
возможностей
1
Селекция и генетика. К 170летию
1
И. В. Мичурина
Города России: разнообразие культур, язы- ков и
вековых
традиций.
Единство
народов,
проживающих
на
территории
Российской
Федерации. Древнейшие города России как
хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение россий- ских
городов — изучение страниц истории Отечества.
Роль государства в развитии ма- лых городов.
Возможности граждан в разви- тии своей малой
родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность
Современное общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих
единые потребности в любви, ува- жении, дружбе,
принятии и самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия
в общественных про- цессах. Готовность
уважительно восприни- мать другого человека —
основа гармонич- ных отношений в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение
Генетика и селекция — перспективные об- ласти
науки, улучшающие жизнь общества. Уникальные
научные достижения россий- ских ученых
прошлого и настоящего.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие
страны.
Возможности
для
подрастающего поколения в познании мира и
личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
11
12
13
14
Как решать конфликты и
справляться
1
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия — жизнь спасать
1
Домашние
питомцы. 1
Всемирный день питомца
Россия
—
страна 1
победителей.
Ко Дню Героев Отечества
Конфликты и трудности — естественный элемент
развития общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины кон- фликтов как ключ
к их разрешению. Со- вместные усилия и
внимание друг к другу как залог преодоления
трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые помога- ют
людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск
ради другого человека. Профессио- нальные
качества и навыки спасателей. По- ведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Роль домашних питомцев в жизни человека.
Бережное отношение к питомцам и ответственность за их жизнь — качества владель- ца
домашних животных. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и забо- ты о животных.
Правила безопасности при общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, муже- ства и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской идентичности и культурного кода.
День
Героев
Отечества
—
выражение
благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
15
16
17
18
Закон и справедливость. Ко 1
Дню Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных
Новогоднее занятие
1
дел. 1
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация 1
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закре- пляет
права и свободы человека как выс- шую ценность.
Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценно- стей российского общества.
Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и
обязан- ности есть у детей?
Формирующиеся ценности: справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы чело- века
Совесть — внутренний ориентир, помогаю- щий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в
осуществлении
личного
выбора.
Влияние
традиционных
ценностей,
культуры
и
исторического опыта страны на формиро- вание
нравственных
ориентиров
личности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не только для
семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы прове- сти время с
пользой: составление календа- ря. Новогодние
традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки
для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
История
развития
отечественной
мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание
советских и российских мультипликаци- онных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой
команды
профессионалов.
Современная
мультипликация, профессии этой сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, гуманизм
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
19
20
21
Музейное дело.
170
лет
Третьяковской 1
галерее
Как создавать свой бизнес?
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
1
1
Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия
страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать
и развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и при- нести
пользу
обществу.
Современные
предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшении жизни
людей. Бизнес — это не только лич- ный успех, но
и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Техноло- гическое
лидерство государства и развитие науки. Как
меняются научные подходы с развитием
цифровых технологий? Государ- ственная
поддержка науки и молодых уче- ных. Как
происходят современные откры- тия? Как стать
ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
22
23
24
Слушать,
слышать
договариваться.
Кто такие дипломаты?
и
1
Герой с соседнего двора.
Региональный урок ко Дню 1
защитника Отечества
День наставника
1
Дипломатия — важная сфера деятельно- сти
государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граж- дан. Специфика
дипломатической
работы.
Диалог
между
государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести
конструктив- ный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений, многонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий ря- дом с
нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, муже- ственные и
трудолюбивые. Что такое геро- изм? Какие
качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России
День наставника — важный государствен- ный
праздник, который позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России.
Как найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение Отечеству, созидательный труд
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
25
26
27
Всемирный день поэзии
1
Большой. За кулисами. 250
лет Большому театру и 150 1
лет
Союзу
театральных
деятелей России
Как
справляться
волнением?
с 1
Поэзия как часть литературного наследия страны.
Русская литература — настоящий культурный
феномен. Русских классиков любят и читают не
только на родине, но и за рубежом. Почему
иностранцы любят и читают русских писателей?
Роль поэзии в личном развитии человека,
интеллекта и душевных качеств. О современных
поэтах
России.
Почему
люди
пишут
стихотворения, можно ли этому научиться?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный труд
Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр — це- лая
семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дириже- ры,
гримеры и многие другие. Почему дости- жения
русской
театральной
школы
широко
используются во многих странах мира? Как стать
актером и что для этого нужно? Разви- тие
школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный труд
Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жиз- ни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологиче- ском здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их сформировать
и придер- живаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
28
29
30
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
1
Как мусор получает
«вторую жизнь»? Технологии 1
переработки
Что значит работать
в команде? Сила команды. Ко 1
Дню труда
Россия — одна из ведущих космических дер- жав.
Развитие космической отрасли — прио- ритетное
направление
национальных
проектов.
Достижения прошлого как предмет национальной
гордости и мотивация для бу- дущих свершений
отечественной космонав- тики. Как устроен
современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего человечества новые
горизонты.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству, историческая память
Состояние планеты — личная ответствен- ность
каждого человека. Почему об эколо- гии должен
заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина роста
количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей сре- ды. Развитие
системы переработки отходов и роль государства
в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформиро- вать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд
Команда — это друзья и единомышленники, где
каждый вносит свой значимый вклад в общее
дело и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться
сообща, разделять успех и вместе пережи- вать
неудачу. Примеры коллективной рабо- ты в
истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
31
32
Песни о войне. Ко Дню
Победы
1
Ценности,
которые
объединяют
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
нас 1
ЧАСОВ
Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохране- ние памяти о Великой
Отечественной
войне
последующими
поколениями. Как песни передают чувства,
эмоции и переживания создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает
поступать
правильно
и
ответственно.
Традиционные ценности помогают чув- ствовать
себя частью народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникаль- ность
каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к
другу существует силь- ный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные ценности
ПО 32
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, разговорыоважном.рф
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий