Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа ст. Ново - Осетинской Моздокского района РСО-Алания ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Функциональная грамотность» 5 класс учителя Бузаровой Эвелины Георгиевны 2023 – 2024 учебный год 1.Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности Метапредметные и предметные Грамотность Математическая Естественнонаучная применяет применяет объясняет и извлеченную из математические описывает текста знания для естественнонаучинформацию для решения разного ные явления на решения разного рода проблем основе рода проблем имеющихся научных знаний Читательская 5 класс Уровень понимания и применения Финансовая применяет финансовые знания для решения разного рода проблем Личностные Читательская 5 класс оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Грамотность Математическая Естественнонаучная объясняет объясняет гражданскую гражданскую позицию в позицию в конкретных конкретных ситуациях ситуациях общественной общественной жизни на основе жизни на основе математических естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с норм морали и позиции норм общечеловечесморали и ких ценностей общечеловеческих ценностей Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. 2.Содержание курса внеурочной деятельности Модуль: «Основы финансовой грамотности» № Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. 1. «Сувенирные деньги». Фальшивые деньги: история и современность 2. 3. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. 4. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для 5. чего нужно учиться? 6. Личные деньги Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы читательской грамотности» № Тема занятия Определение основной темы и идеи в эпическом 1. произведении Древнерусская летопись как источник 2. информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в 3. художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, 4 содержащуюся в тексте? 5. 6. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. 7. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы математической грамотности» № Тема занятия Числа и единицы измерения: время, деньги, 1. масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций 2. прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим 3. способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, 4. разбиение на пары). 5. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц 6. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на Изучение свойств фигур: геометрические 7. фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, 8. диаграммы, вычисление вероятности. Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» № Тема занятия Тело и вещество. Агрегатные состояния 1. вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели 2. атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения 3. для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и 4. конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной 5. системы. 6. Царства живой природы Проведение рубежной аттестации. 3.Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела Всего часов 7 Модуль:«Основы финансовой грамотности» Модуль:«Основы читательской грамотности» Модуль:«Основы математической грамотности» Модуль:«Основы естественно- научной грамотности» 8 9 10 Итого: 34 Общий годовой план работы составляет - 34 ч., Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности Календарно- тематическое планирование Дата проведения № п/п 1. Название раздела, тема занятия Колво часов Форма организации деятельности обучающихся Модуль: «Основы финансовой грамотности» 1 Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные деньги». Фальшивые деньги: Беседы, диалоги, история и дискуссии. Примечание 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. 11. 12. 13. современность 1 Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это Круглый стол, зависит? игра 1 Собственность и доходы от нее. Круглый стол, Арендная плата, проценты, прибыль, игра, квест. дивиденты. 1 Социальные выплаты: Беседы, диалоги, пенсии, пособия. дискуссии. 1 Как заработать деньги? Мир Викторина, квест, профессий и для чего нужно учиться? квиз. 1 Личные деньги Проект, игра. 1 Проведение рубежной аттестации. Тестирование Модуль «Основы читательской грамотности» 1 Определение основной темы и идеи в эпическом Беседа, конкурс. произведении 1 Древнерусская Круглый стол, летопись как источник информации о реалиях ролевая игра. времени. 1 Сопоставление содержания художественных текстов. Определение Работа в парах. авторской позиции в Игра в форме художественных «КВН» текстах. 1 Работа с текстом: как понимать Квест, круглый информацию, стол. содержащуюся в тексте? 1 Типы текстов: текстповествование Круглый стол. (рассказ, отчет, дискуссия, репортаж) 1 Квест, игра «Что? Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. 14. 15. 16. 17 18. 19. 20. 21. 22. 23. Где? Когда?». 1 Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями Тестирование. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 1 Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы математической грамотности» 1 Числа и единицы Игра, измерения: время, обсуждение, деньги, практикум. масса, температура, расстояние. 1 Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных Исследовательска отношений для я работа, урокрешения проблем. практикум. 1 Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, Обсуждение, проценты, пропорция, урок- практикум, движение, работа. соревнование. 1 Инварианты: задачи на Урок-игра, урокчетность (чередование, разбиение на пары). исследование. 1 Урок-игра, Логические задачи, индивидуальная решаемые с работа в парах. помощью таблиц 1 Графы и их Обсуждение, применение в решении урок-практикум. задач. 1 Геометрические задачи на построение и на изучение свойств Беседа, урокфигур: геометрические фигуры на клетчатой исследование, бумаге, моделирование конструирование. 1 Элементы логики, Обсуждение, теории вероятности, урок-практикум, комбинаторики: проект, игра. таблицы, диаграммы, 24. 25. 26. 27, 28. 29. 30, 31. 32. 33, 34 вычисление вероятности. 1 Проведение рубежной Тестирование аттестации. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 1 Тело и вещество. Наблюдение Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. 1 Лабораторная Строение вещества. работа. Атомы и молекулы. Моделирование. Модели атома. 2 Тепловые явления. Презентация. Тепловое расширение Учебный тел. Использование эксперимент. явления теплового Наблюдение расширения для физических измерения температуры. явлений. 1 Плавление и отвердевание. Проектная Испарение и конденсация. Кипение. работа. 2 Представления о Обсуждение. Вселенной. Модель Исследование. Вселенной. Модель Проектная солнечной системы. деятельность. 1 Царства живой Квест. природы 2 Проведение рубежной аттестации. Тестирование.