Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа ст. Ново - Осетинской
Моздокского района
РСО-Алания
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Функциональная грамотность»
6 класс
учителя Бузаровой Эвелины Георгиевны
2023 – 2024 учебный год
1.Планируемые результаты изучения курса
внеурочной деятельности
Метапредметные и предметные
Грамотность
Математическая
Естественнонаучная
применяет
применяет
объясняет и
извлеченную из математические
описывает
текста
знания для
естественнонаучинформацию для решения разного
ные явления на
решения разного рода проблем
основе
рода проблем
имеющихся
научных знаний
Читательская
6 класс
Уровень
понимания и
применения
Финансовая
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем
Личностные
Читательская
6 класс
оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному
Грамотность
Математическая
Естественнонаучная
объясняет
объясняет
гражданскую
гражданскую
позицию в
позицию в
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
общественной
общественной
жизни на основе
жизни на основе
математических
естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с
норм морали и
позиции норм
общечеловечесморали и
ких ценностей
общечеловеческих ценностей
Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных
перед учеником практических задач.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№
Тема занятия
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
1. «Сувенирные деньги». Фальшивые деньги: история и современность
2.
3.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды.
4. Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для
5. чего нужно учиться?
6. Личные деньги
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы читательской грамотности»
№
Тема занятия
Определение основной темы и идеи в эпическом
1. произведении
Древнерусская летопись как источник
2. информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
3. художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию,
4 содержащуюся в тексте?
5.
6.
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
7.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
№
Тема занятия
Числа и единицы измерения: время, деньги,
1. масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций
2. прямо пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
3. способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
4. разбиение на пары).
5. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
6. Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на
Изучение свойств фигур: геометрические
7. фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
8. диаграммы, вычисление вероятности.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№
Тема занятия
Тело и вещество. Агрегатные состояния
1. вещества. Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
2. атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
3. для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
4. конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной
5. системы.
6. Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.
3.Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Название раздела
Всего
часов
7
Модуль:«Основы финансовой
грамотности»
Модуль:«Основы читательской
грамотности»
Модуль:«Основы математической
грамотности»
Модуль:«Основы естественно- научной
грамотности»
8
9
10
Итого:
34
Общий годовой план работы составляет - 34 ч.,
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной
деятельности
Календарно- тематическое планирование
Дата
проведения
№
п/п
1.
Название раздела,
тема занятия
Колво
часов
Форма
организации
деятельности
обучающихся
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
1
Удивительные факты
и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные деньги».
Фальшивые деньги:
Беседы, диалоги,
история и
дискуссии.
Примечание
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10.
11.
12.
13.
современность
1
Откуда берутся
деньги? Виды
доходов.
Заработная плата.
Почему у всех она
разная? От чего это
Круглый стол,
зависит?
игра
1
Собственность и
доходы от нее.
Круглый стол,
Арендная плата,
проценты, прибыль,
игра, квест.
дивиденты.
1
Социальные выплаты:
Беседы, диалоги,
пенсии, пособия.
дискуссии.
1
Как заработать
деньги? Мир
Викторина, квест,
профессий и для
чего нужно учиться?
квиз.
1
Личные деньги
Проект, игра.
1
Проведение рубежной
аттестации.
Тестирование
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Определение основной
темы и идеи в
эпическом
Беседа, конкурс.
произведении
1
Древнерусская
Круглый стол,
летопись как источник
информации о реалиях
ролевая игра.
времени.
1
Сопоставление
содержания
художественных
текстов. Определение
Работа в парах.
авторской позиции в
Игра в форме
художественных
«КВН»
текстах.
1
Работа с текстом: как
понимать
Квест, круглый
информацию,
стол.
содержащуюся в
тексте?
1
Типы текстов: текстповествование
Круглый стол.
(рассказ, отчет,
дискуссия,
репортаж)
1
Квест, игра «Что?
Типы задач на
грамотность.
Интерпретационные
задачи.
14.
15.
16.
17
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Где? Когда?».
1
Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями
Тестирование.
Работа с несплошным
текстом: таблицы и
карты.
1
Проведение рубежной
аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
1
Числа и единицы
Игра,
измерения: время,
обсуждение,
деньги,
практикум.
масса, температура,
расстояние.
1
Вычисление величины,
применение пропорций
прямо
пропорциональных
Исследовательска
отношений для
я работа, урокрешения проблем.
практикум.
1
Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим
способом: части,
Обсуждение,
проценты, пропорция,
урок- практикум,
движение, работа.
соревнование.
1
Инварианты: задачи на
Урок-игра, урокчетность (чередование,
разбиение на пары).
исследование.
1
Урок-игра,
Логические задачи,
индивидуальная
решаемые с
работа в парах.
помощью таблиц
1
Графы и их
Обсуждение,
применение в решении
урок-практикум.
задач.
1
Геометрические
задачи на построение
и на изучение свойств
Беседа, урокфигур: геометрические
фигуры на клетчатой
исследование,
бумаге,
моделирование
конструирование.
1
Элементы логики,
Обсуждение,
теории вероятности,
урок-практикум,
комбинаторики:
проект, игра.
таблицы, диаграммы,
24.
25.
26.
27,
28.
29.
30,
31.
32.
33,
34
вычисление
вероятности.
1
Проведение рубежной
Тестирование
аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
1
Тело и вещество.
Наблюдение
Агрегатные состояния
вещества. Масса.
Измерение массы тел.
1
Лабораторная
Строение вещества.
работа.
Атомы и молекулы.
Моделирование.
Модели атома.
2
Тепловые явления.
Презентация.
Тепловое расширение
Учебный
тел. Использование
эксперимент.
явления теплового
Наблюдение
расширения для
физических
измерения
температуры.
явлений.
1
Плавление и
отвердевание.
Проектная
Испарение и
конденсация. Кипение.
работа.
2
Представления о
Обсуждение.
Вселенной. Модель
Исследование.
Вселенной. Модель
Проектная
солнечной системы.
деятельность.
1
Царства живой
Квест.
природы
2
Проведение рубежной
аттестации.
Тестирование.