Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа ст. Ново - Осетинской Моздокского района РСО-Алания РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 7 класса на 2023-2024 учебный год Составитель: Бузарова Эвелина Георгиевна 2023 г Пояснительная записка Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 7 класса создана в основании: - Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями ; - приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; - учебного плана МБОУ ООШ ст.Ново-Осетинской; Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за-дач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странамиучастницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: -способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); -способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); -способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; -демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); -способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Раздел №1 Планируемые результаты освоения программы Метапредметные и предметные Грамотность Читательская Математическ Естественно-научная Финансовая ая 7 класс применяет применяет объясняет и описывает применяет Уровень извлеченную из математическ естественнонауч-ные финансовые знания оценки текста информацию ие знания для явления на основе для решения (рефлексии для решения разного решения имеющихся научных разного рода ) рода проблем разного рода знаний проблем в рамках проблем предметног о содержани я Личностные Грамотность Читательская 7 класс Математическая Естественно-научная Финансовая оценивает объясняет объясняет объясняет объясняет оценивает оценивает содержание гражданскую гражданскую гражданскую гражданскую финансовые финансовые прочитанного с позицию позицию вв позицию позицию в в действия действия в в позиции норм конкретных конкретных конкретных конкретных конкретных конкретных морали и ситуациях ситуациях ситуациях ситуациях ситуациях ситуациях с с общечелове- общественной общественной жизниобщественной общественной жизни позициипозиции норм норм ческих нажизни основена основе жизни на основе на основе морали морали и и ценностей; математических математических знаний с позиции естественнонау естественнонаучобщечеловеобщечеловеных знаний с ческих формулирует норм знаний морали с и ч-ных позиции знаний норм с ческих ценностей, прав собственную общечеловечес-ких позиции норм позиции морали норм и позицию по ценностей морали и ценностей, и обязанностей прав морали общечеловечес-ких и и обязанностей гражданина отношению к общечеловечес- общечеловечесценностей гражданина страны прочитанному ких ценностей ких ценностей страны Раздел №2. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). 8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»; - 8 часов для модуля естественнонаучной грамотности; - 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы 1 раздел – модуль «читательская грамотность». 2 раздел – модуль «математическая грамотность», 3 раздел – модуль «естественнонаучная грамотность», 4 раздел – модуль «финансовая грамотность Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. Раздел №3. Тематическое планирование Модуль «Основы читательской грамотности» № 1. 2. 3. 4. Тема занятия Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Всег Теори я о часо в 1 Пр ак ти ка 1 Формы деятельности 1 1 Работа в парах, игра в формате КВН. 0,5 Квест, круглый стол. 1 Квест, круглый стол. дискуссия 1 1 0,5 Беседа, конкурс 5. 6. Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 7. 8. Проведение рубежной аттестации Проведение рубежной аттестации 1 1 1 1 1 1 Итого 8 0,5 1 1 7,5 Квест, игра «Что? Где? Когда?». Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Тестирование. Тестирование. Модуль «Основы математической грамотности» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Всего часов 1 Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Логические задачи, решаемые с помощью 1 таблиц Теор Прак ия тика 1 Формы деятельности Обсуждение, урокпрактикум, соревнование 1 Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование 1 0,5 0,5 Беседа, урок-исследование, моделирование Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности Проведение рубежной аттестации Проведение рубежной аттестации Итого 1 0,5 0,5 Беседа, урок-исследование, моделирование 1 0,5 0,5 Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра 1 0,5 0,5 Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра Тестирование. Тестирование. 2 1 1 6 1 1 8 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Всего Теор Прак тика часов ия Строение вещества Строение вещества. Атомы и молекулы. 1 1 Модели атома. Тепловые явления Тепловые явления. Тепловое расширение 1 0,5 0,5 тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о Вселенной. Модель 1 0,5 0,5 Вселенной. Модель солнечной системы. 1 0,5 0,5 Живая природа Царства живой природы 1 0,5 0,5 Царства живой природы 1 1 Проведение рубежной аттестации 1 1 Тема занятия Формы деятельности Моделирование. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Обсуждение. Исследование Проектная работа. Квест Квест Тестирование. 8. Проведение рубежной аттестации 1 Итого 8 Модуль: «Основы финансовой грамотности» № Тема занятия Всего часов 1 2 1 6 Теор Прак ия тика 1 Тестирование. Формы деятельности 4. Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться 1 0,5 0,5 Викторина, квест, квиз. 5. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться Проведение рубежной аттестации. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 0,5 0,5 Викторина, квест, квиз. Тестирование. Тестирование. 1,5 1 1 6,5 1. 2. 3. 6. 7 8 1 1 0,5 1 1 1 8 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Круглый стол, игра. 0,5 Круглый стол, игра, квест 1 Беседы, диалоги, дискуссии. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование курса № урока п/п 1 Название раздела/ количество часов Читательская грамотность -8 ч № урока в разде ле 1 Дата Тема урока 10 11 2 3 12 4 13 5 14 6 15 7 Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Проведение рубежной аттестации Проведение рубежной аттестации Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Логические задачи, решаемые с помощью таблиц Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности Проведение рубежной аттестации 16 8 Проведение рубежной аттестации 26.12.23 1 23.01.24 13.02.24 2 2 3 3 4 4 5 5 6 7 8 9 6 7 8 1 17 Математическая грамотность-8 ч. 19 3 Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. 20 4 Модель солнечной системы. 18 Основы естественнонаучн ой грамотности -8 ч. 2 5.09.23 12.09.23 19.09.23 26.09.23 3.10.23 10.10.23 17.10.23 24.10.23 07.11.23 14.11.23 21.11.23 28.11.23 5.12.23 12.12.23 19.12.23 30.01.24 6.02.24 21 5 Царства живой природы 20.02.24 22 6 Царства живой природы 27.02.24 23 7 Проведение рубежной аттестации 5.03.24 24 8 Проведение рубежной аттестации 12.03.24 1 Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 19.03.24 23.04.24 21.05.24 28.05.24 25 Основы финансовой грамотности -8 ч. 26 2 27 3 28 4 29 5 30 6 31 7 Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться Проведение рубежной аттестации. 32 33 34 8 1 2 Проведение рубежной аттестации. Итоговое тестирование Обобщающий урок. Подведение итогов. Аттестация, завершающая освоение программы -2 ч. Лист коррекции к рабочей программе Дата внесения изменений Содержание Подпись лица, внѐсшего запись 2.04.24 9.04.24 16.04.24 7.05.24 14.05.24 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с. 2. Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA. Методическое пособие. Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с. 3. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с. 4. Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П., к.ф.-м.н., Краснянская К.А., к.п.н. Международная программа PISA 2000 «Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию», Москва 2003. 5. Богданова Н.Н. Форма тестовых заданий по химии. Естествознание в школе, 2005, №3. 6. Руколеева Л.В., СБОРНИК разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности учащихся Павлодар, 2018 Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные средства обучения: - http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал - Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru - Презентации по темам курса