РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 6 КЛАСС

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа ст. Ново - Осетинской
Моздокского района
РСО-Алания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для 7 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Бузарова Эвелина Георгиевна

2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 7 класса создана в основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями ;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- учебного плана МБОУ ООШ ст.Ново-Осетинской;
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала
рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую,
экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос:
«Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями,
необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для
решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И
функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах
оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и
финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018
году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу,
«в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за-дач, но и
для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально
реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем
самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странамиучастницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности
учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых
людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители
также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому
актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты
образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 классов
как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
-способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
-способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
-способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной

проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания;
-демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
(естественнонаучная грамотность);
-способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.

Раздел №1 Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская

Математическ Естественно-научная

Финансовая

ая
7 класс

применяет

применяет

объясняет и описывает

применяет

Уровень

извлеченную из

математическ

естественнонауч-ные

финансовые знания

оценки

текста информацию

ие знания для

явления на основе

для решения

(рефлексии

для решения разного

решения

имеющихся научных

разного рода

)

рода проблем

разного рода

знаний

проблем

в рамках

проблем

предметног
о
содержани
я
Личностные
Грамотность
Читательская
7 класс

Математическая

Естественно-научная Финансовая

оценивает

объясняет
объясняет

объясняет
объясняет

оценивает
оценивает

содержание

гражданскую
гражданскую

гражданскую
гражданскую

финансовые
финансовые

прочитанного с позицию
позицию
вв

позицию
позицию
в в

действия
действия
в
в

позиции норм

конкретных
конкретных

конкретных
конкретных

конкретных
конкретных

морали и

ситуациях
ситуациях

ситуациях
ситуациях

ситуациях
ситуациях
с
с

общечелове-

общественной
общественной
жизниобщественной
общественной жизни
позициипозиции
норм норм

ческих

нажизни
основена основе жизни
на основе
на основе морали морали
и
и

ценностей;

математических
математических
знаний с позиции

естественнонау
естественнонаучобщечеловеобщечеловеных знаний с

ческих

формулирует

норм
знаний
морали
с и

ч-ных
позиции
знаний
норм
с
ческих ценностей, прав

собственную

общечеловечес-ких
позиции норм
позиции
морали
норм
и

позицию по

ценностей
морали и

ценностей,
и обязанностей
прав

морали
общечеловечес-ких
и
и обязанностей
гражданина

отношению к

общечеловечес-

общечеловечесценностей

гражданина
страны

прочитанному

ких ценностей

ких ценностей

страны

Раздел №2. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая
грамотность»;
- 8 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы
1 раздел – модуль «читательская грамотность».
2 раздел – модуль «математическая грамотность»,
3 раздел – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 раздел – модуль «финансовая грамотность
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных,
финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических
задач.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра,
викторина, квест, квиз, проект.

Раздел №3. Тематическое планирование
Модуль «Основы читательской грамотности»
№

1.
2.

3.
4.

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

Всег Теори
я
о
часо
в
1

Пр
ак
ти
ка
1

Формы деятельности

1

1

Работа в парах,
игра в формате КВН.

0,5

Квест, круглый стол.

1

Квест, круглый стол.
дискуссия

1
1

0,5

Беседа, конкурс

5.
6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

7.
8.

Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации

1

1

1

1

1
1
Итого 8

0,5

1
1
7,5

Квест, игра «Что?
Где? Когда?».
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Тестирование.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности»
№

1.
2.

3.

4.

5.
6.

7.
8.

Тема занятия

Всего
часов
1

Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа
Логические задачи, решаемые с помощью 1
таблиц

Теор Прак
ия
тика
1

Формы деятельности
Обсуждение, урокпрактикум, соревнование

1

Урок-игра, индивидуальная
работа в парах.

Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование

1

0,5

0,5

Беседа, урок-исследование,
моделирование

Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации
Итого

1

0,5

0,5

Беседа, урок-исследование,
моделирование

1

0,5

0,5

Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра

1

0,5

0,5

Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра
Тестирование.
Тестирование.

2

1
1
6

1
1
8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№

1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

Всего Теор Прак
тика
часов ия
Строение вещества
Строение вещества. Атомы и молекулы.
1
1
Модели атома.
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое расширение 1
0,5
0,5
тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель
1
0,5
0,5
Вселенной.
Модель солнечной системы.
1
0,5
0,5
Живая природа
Царства живой природы
1
0,5
0,5
Царства живой природы
1
1
Проведение рубежной аттестации
1
1
Тема занятия

Формы деятельности
Моделирование.
Презентация. Учебный
эксперимент. Наблюдение
физических явлений.
Обсуждение. Исследование
Проектная работа.
Квест
Квест
Тестирование.

8.

Проведение рубежной аттестации

1
Итого 8
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№

Тема занятия

Всего
часов
1

2

1
6

Теор Прак
ия
тика
1

Тестирование.

Формы деятельности

4.

Удивительные факты и истории о
деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»
деньги. Фальшивые деньги: история и
современность
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она
разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.
Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и
для чего нужно учиться

1

0,5

0,5

Викторина, квест, квиз.

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и
для чего нужно учиться
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1

0,5

0,5

Викторина, квест, квиз.
Тестирование.
Тестирование.

1,5

1
1
6,5

1.

2.

3.

6.
7
8

1

1

0,5

1

1
1
8

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Круглый стол, игра.

0,5

Круглый стол, игра, квест

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование курса
№
урока
п/п

1

Название
раздела/
количество
часов
Читательская
грамотность -8 ч

№
урока
в
разде
ле
1

Дата
Тема урока

10
11

2
3

12

4

13

5

14

6

15

7

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция,
движение, работа
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические фигуры
на клетчатой бумаге, конструирование
Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические фигуры
на клетчатой бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности
Проведение рубежной аттестации

16

8

Проведение рубежной аттестации

26.12.23

1

23.01.24

13.02.24

2

2

3

3

4

4

5

5

6
7
8
9

6
7
8
1

17

Математическая
грамотность-8 ч.

19

3

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
для измерения температуры.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

20

4

Модель солнечной системы.

18

Основы
естественнонаучн
ой грамотности -8
ч.

2

5.09.23
12.09.23

19.09.23
26.09.23
3.10.23
10.10.23
17.10.23
24.10.23
07.11.23
14.11.23
21.11.23

28.11.23

5.12.23

12.12.23

19.12.23

30.01.24

6.02.24

21

5

Царства живой природы

20.02.24

22

6

Царства живой природы

27.02.24

23

7

Проведение рубежной аттестации

5.03.24

24

8

Проведение рубежной аттестации

12.03.24

1

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.

19.03.24

23.04.24

21.05.24
28.05.24

25

Основы
финансовой
грамотности -8 ч.

26

2

27

3

28

4

29

5

30

6

31

7

Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться
Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться
Проведение рубежной аттестации.

32
33
34

8
1
2

Проведение рубежной аттестации.
Итоговое тестирование
Обобщающий урок. Подведение итогов.

Аттестация,
завершающая
освоение
программы -2 ч.

Лист коррекции к рабочей программе
Дата внесения
изменений

Содержание

Подпись лица,
внѐсшего запись

2.04.24

9.04.24
16.04.24

7.05.24
14.05.24

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы
общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с.
2. Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA. Методическое пособие.
Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с.
3. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках
естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск:
филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с.
4. Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П., к.ф.-м.н., Краснянская
К.А., к.п.н. Международная программа PISA 2000 «Примеры заданий по чтению,
математике и естествознанию», Москва 2003.
5. Богданова Н.Н. Форма тестовых заданий по химии. Естествознание в школе, 2005, №3.
6. Руколеева Л.В., СБОРНИК разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности
учащихся Павлодар, 2018
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор
Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные средства обучения:
- http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал
- Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru
- Презентации по темам курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».