Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа ст. Ново - Осетинской Моздокского района РСО-Алания Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 4 класс Возраст обучающихся: 10-11 лет Срок реализации программы: 1 год Программу составила: учитель начальных классов Мещерякова В.Н. 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Программа «Функциональная Федерального курса внеурочной грамотность» государственного деятельности разработана в для соответствии образовательного стандарта четвёртого с класса требованиями начального общего образования, требованиях к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Целью изучения блока «Читательской грамотностью является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит соответствующих решений. в него деятельность человека, и для принятия Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная» предназначена для реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. Если, учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Содержание программы Читательская грамотность (1 - 8 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественнонаучная грамотность (9 - 16 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18 - 25 занятия): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кэшбек, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность (26 - 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. Планируемые результаты освоения программы Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» являются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные УУД: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: – проявлять познавательной и творческой инициативы; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные УУД: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы до содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Система оценивания и критерии оценки достижения планируемые результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; качества косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по математике, русскому языку, окружающему литературному чтению и др. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса № п/п Тема Предмет изучения Формируемые умения Блок «Читательская грамотность» – Определять лексическое значение слова; Содержание 1. Старинная научно- женская одежда познавательного текста. – озаглавливать текст; – определять тему; – определять главную мысль; – составлять план в виде вопросов; – с помощью текста определять название женской одежды; миру, – с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; – объяснять значение слова; – приводить примеры современной женской одежды. – Определять лексическое значение слова; Старинные 2. женские головные уборы Содержание научнопознавательного текста. – составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; – определять по описанию названия головных уборов; – приводить примеры современных головных уборов. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – отвечать на вопросы по тексту; 3. Старинная Содержание мужская одежда и научно- головные уборы познавательного текста. – вписывать пропущенные слова в текст; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – оформлять план текста; – определять с помощью описания название предмета. – Определять лексическое значение Жилище 4 крестьянской семьи на Руси Содержание научнопознавательного текста. слова с помощью словаря; – рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; – отвечать на вопросы по тексту; – рассуждать давать определение слова; – называть элементы оформления избы. 5-6 Внутренне Содержание убранство и научно- предметы обихода познавательного русской избы текста. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – письменно отвечать на вопросы; – называть предметы печной утвари; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; – соотносить описание предметов с их рисунками; – описывать назначение предметов; – составлять обобщающий план. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – соотносить рисунок его название; – работать с толковым словарём; – рассуждать и записывать ответ на Содержание 7 История посуды научно- на Руси познавательного текста. вопрос; – записывать ответ на вопрос по его началу; – определять части предметы, называть их; – определять порядок предложений в тексте; – дополнять текст по заданному условию. – Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; – называть опорные фразы, с помощью Какие деньги 8 были раньше в Росси Содержание научнопознавательного текста. которых можно дать ответ на вопрос; – определять тему текста; – составлять план текста; – находить информацию в Интернете; – записывать названия монет в порядке их возрастания; – указывать названия современных денег. Блок «Естественнонаучная грамотность» 9 Томат Томат – Называть части растения; – объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; – определять горизонтальный и вертикальный срез; – указывать количество гнёзд; – объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; – называть части плода помидора; – объяснять, что такое пасынок у помидора; – работать с таблицей. – Объяснять, что такое паприка; – называть части растения; – рассказывать о строении плода перца; 10 Болгарский перец Болгарский перец – определять форму плода перца; – рассказывать о строении семени перца; – делать выводы на основе полученной информации. – Называть части растения; – объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; – объяснять, какой вывод сделали и почему; – объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске 11 Картофель Картофель остаются белые следы; – объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; – объяснять, что такое крахмалистость; – определять срок созревания картофеля; – объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; – называть способы размножения картофеля. –Называть представителей семейства Паслёновые; – объяснять, что такое соланин; – называть благоприятные условия для Баклажан. 12 Семейство Баклажан Паслёновые прорастания семян; – определять условия необходимые для прорастания семени баклажана; – определять глубину посева семян; – заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. – Называть части лука; – называть способы выращивания лука 13 Лук Лук зимой на подоконнике; – называть этапы выращивания лука; – наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. – Называть виды капусты; – отвечать на вопросы по содержанию текста; 14 Капуста Капуста – называть части капусты; – исследовать капусту в разрезе; – рассказывать о размножении капусты; – проводить опыты с цветной капустой. – Рассказывать о строении гороха; – рассказывать о строении семени гороха; – объяснять, почему горох обладает 15 Горох Горох взрывной силой; – определять, что горох является холодостойким растением; – проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. – Называть части гриба; – называть виды грибов; – рассказывать о плесневелых грибах; 16 Грибы Грибы – называть грибы-невидимки; – проводить опыт по выращиванию плесени; – называть грибы-паразиты. Творческое занятие – Выбрать тему для творческой работы; 17 Творческая работа По выбору – выполнять творческую работу; – представлять классу творческую работу. Блок «Финансовая грамотность» – Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; – понимать, почему подсчитывается 18 - Потребительская 19 корзина Состав потребительской корзины прожиточная корзина для трёх категорий населения; – объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; – объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; 20 Прожиточный минимум Назначение прожиточного минимума – объяснять, на что влияет прожиточный минимум; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; 21 Инфляция Инфляция – анализировать данные представленные в виде гистограммы; – называть уровни инфляции; – понимать значение инфляции для экономики. – Понимать значение и правильно использовать термины «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», Акции, 22 - Распродажи, распродажа, 23 скидки, бонусы скидки, бонусы, кэшбек «кэшбек»; – понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; – понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар: – формировать навыки грамотного покупателя. – Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; 24 Благотворитель- Благотворительно – называть группы населения, которые ность сть могут нуждаться в благотворительной помощи; – объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. – Понимать значение и правильно 25 Страхование Виды страхования использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; – называть виды страхования; – называть различные страховые риски. Блок «Математическая грамотность» – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; – решать задачи на определение Расписание 26 В бассейне стоимости покупки; занятий, выгодная – определять, какая из двух покупок покупка является более выгодной; – решать задачи на определение скорости плавания; – решать логические задачи. – Понимать, что такое «смета»; – решать задачи на расчёт количества Смета ремонта, 27-28 Делаем ремонт расчёт стоимости строительных материалов необходимого материала для ремонта кухни; – решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; – читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. – Работать с таблицами; – подсчитывать стоимость продуктов для торта; Рецепт торта, 29 Праздничный торт задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость» – определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; – сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 30 Обустраиваем Расходы на участок обустройство – Читать простой чертеж и определять его масштаб; участка, площадь и периметр – находить площадь и периметр участка и построек на нём; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость» – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; 31-32 Идём в кино Расходы на поход в кино – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость» – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; 33 Отправляемся в Расходы на путешествие путешествие – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Творческая работа – Понимать значение и правильно использовать финансовые термины Составляем 34 словарик по финансовой грамотности Понятия по – иллюстрировать изученные понятия; финансовой – составлять математические задачи с грамотности, изученными финансовыми терминами; изученные в 1-4 – работать самостоятельно и в парах; классах – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Список используемой литературы 1. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – (Учение с увлечением). 2. Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – (Учение с увлечением).