РП и КТП ВУД-Функциональная-грамотность.-4-класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа ст. Ново - Осетинской
Моздокского района
РСО-Алания

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
4 класс

Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации программы: 1 год

Программу составила:
учитель начальных классов
Мещерякова В.Н.
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Программа
«Функциональная
Федерального

курса

внеурочной

грамотность»

государственного

деятельности

разработана

в

для

соответствии

образовательного

стандарта

четвёртого
с

класса

требованиями

начального

общего

образования, требованиях к основной образовательной программе начального общего
образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательской грамотностью является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью

изучения

блока

«Финансовая

грамотность»

является

развитие

экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью

изучения блока

«Естественнонаучная

грамотность» является

формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений,

которые

вносит

соответствующих решений.

в

него

деятельность

человека,

и

для

принятия

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная» предназначена для
реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в
неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной

грамотности,

во

втором

полугодии

–

по

формированию

математической и финансовой грамотности. Если, учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Содержание программы
Читательская грамотность (1 - 8 занятия): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественнонаучная грамотность (9 - 16 занятия): особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков,
свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18 - 25 занятия): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кэшбек, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая

грамотность

(26

-

33

занятия):

нахождение

значений

математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых

и

круговых

диаграмм,

работа

с

графиками,

умение

пользоваться

калькулятором.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемыми

результатами

изучения

курса

внеурочной

деятельности

«Функциональная грамотность» являются личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные УУД:
–

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:

работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
– проявлять познавательной и творческой инициативы;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные УУД:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы до содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
–

способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для

распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов
–

способность понимать основные особенности естествознания как формы

человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
–

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в

разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
–

способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,

объяснить и предсказывать явления;
–

способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные

суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
–

представление о различных видах семейных расходов;

–

представление о способах экономии семейного бюджета.
Система оценивания и критерии
оценки достижения планируемые результатов

Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий
можно использовать следующие показатели:


степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении

заданий;


поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность

обеспечивают положительные результаты;


результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,

при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

качества

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
успеваемости

по

математике,

русскому

языку,

окружающему

литературному чтению и др.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» для 4 класса
№
п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
– Определять лексическое значение
слова;
Содержание
1.

Старинная

научно-

женская одежда

познавательного
текста.

– озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять
название женской одежды;

миру,

– с помощью рисунка вписывать в текст
название старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной
женской одежды.
– Определять лексическое значение
слова;
Старинные
2.

женские головные
уборы

Содержание
научнопознавательного
текста.

– составлять план, используя слова из
текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия
головных уборов;
– приводить примеры современных
головных уборов.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;

3.

Старинная

Содержание

мужская одежда и

научно-

головные уборы

познавательного
текста.

– вписывать пропущенные слова в
текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания
название предмета.
– Определять лексическое значение

Жилище
4

крестьянской
семьи на Руси

Содержание
научнопознавательного
текста.

слова с помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение
о различии между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.

5-6

Внутренне

Содержание

убранство и

научно-

предметы обихода

познавательного

русской избы

текста.

– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;

– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение
о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их
рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– соотносить рисунок его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на
Содержание
7

История посуды

научно-

на Руси

познавательного
текста.

вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его
началу;
– определять части предметы, называть
их;
– определять порядок предложений в
тексте;
– дополнять текст по заданному
условию.
– Определять лексическое значение
слова с помощью Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью

Какие деньги
8

были раньше в
Росси

Содержание
научнопознавательного
текста.

которых можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке
их возрастания;
– указывать названия современных
денег.

Блок «Естественнонаучная грамотность»
9

Томат

Томат

– Называть части растения;

– объяснять, что значит
«многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и
вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора
– это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у
помидора;
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
10

Болгарский перец

Болгарский перец

– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени
перца;
– делать выводы на основе полученной
информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды
картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и
почему;
– объяснять, почему после нарезки
картофеля на разделочной доске

11

Картофель

Картофель

остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать
разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания
картофеля;
– объяснять, почему нельзя
использовать в пищу позеленевший
картофель;

– называть способы размножения
картофеля.
–Называть представителей семейства
Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для

Баклажан.
12

Семейство

Баклажан

Паслёновые

прорастания семян;
– определять условия необходимые для
прорастания семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за
ростом растений.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука

13

Лук

Лук

зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и
записывать данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию
текста;

14

Капуста

Капуста

– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени
гороха;
– объяснять, почему горох обладает

15

Горох

Горох

взрывной силой;
– определять, что горох является
холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию
гороха, сравнивать результаты двух
опытов.

– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневелых грибах;
16

Грибы

Грибы

– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию
плесени;
– называть грибы-паразиты.

Творческое занятие
– Выбрать тему для творческой работы;
17

Творческая работа

По выбору

– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую
работу.

Блок «Финансовая грамотность»
– Объяснять на доступном для
четвероклассника уровне, что такое
«потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается
18 -

Потребительская

19

корзина

Состав
потребительской
корзины

прожиточная корзина для трёх
категорий населения;
– объяснять, почему различается
стоимость потребительской корзины в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав
потребительской корзины россиянина.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный
минимум», «минимальный размер
оплаты труда»;

20

Прожиточный
минимум

Назначение
прожиточного
минимума

– объяснять, на что влияет
прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных
регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных

категорий населения нашей страны.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный
минимум», «инфляция»;
21

Инфляция

Инфляция

– анализировать данные
представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для
экономики.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «распродажа»,
«скидка», «бонусная программа»,
«программа лояльности», «бонусы»,

Акции,
22 -

Распродажи,

распродажа,

23

скидки, бонусы

скидки, бонусы,
кэшбек

«кэшбек»;
– понимать, что все акции, проводимые
торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и
привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент
скидки, тем меньше мы платим за товар:
– формировать навыки грамотного
покупателя.
– Понимать значение и правильно
использовать термины
«благотворительность»,
«благотворительный фонд»;

24

Благотворитель-

Благотворительно

– называть группы населения, которые

ность

сть

могут нуждаться в благотворительной
помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в
ней нуждается.
– Понимать значение и правильно

25

Страхование

Виды страхования использовать термины «страхование»,
«страховка», «полис»;

– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
– Анализировать расписание занятий с
целью определения свой занятости;
– решать задачи на определение
Расписание
26

В бассейне

стоимости покупки;

занятий, выгодная – определять, какая из двух покупок
покупка

является более выгодной;
– решать задачи на определение
скорости плавания;
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт количества

Смета ремонта,
27-28

Делаем ремонт

расчёт стоимости
строительных
материалов

необходимого материала для ремонта
кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости
необходимого материала для ремонта
кухни;
– читать простые чертежи и наносить на
них известные размеры.
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов
для торта;

Рецепт торта,

29

Праздничный
торт

задачи на тройку
величин «цена,
количество,
стоимость»

– определять, какие продукты выгоднее
купить для того, чтобы уменьшить
стоимость затрат на приготовление
торта;
– сравнивать цену различных товаров,
выполняя необходимые
преобразования;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.

30

Обустраиваем

Расходы на

участок

обустройство

– Читать простой чертеж и определять
его масштаб;

участка, площадь
и периметр

– находить площадь и периметр участка
и построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;

31-32

Идём в кино

Расходы на поход
в кино

– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;

33

Отправляемся в

Расходы на

путешествие

путешествие

– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.

Творческая работа
– Понимать значение и правильно
использовать финансовые термины
Составляем
34

словарик по
финансовой
грамотности

Понятия по

– иллюстрировать изученные понятия;

финансовой

– составлять математические задачи с

грамотности,

изученными финансовыми терминами;

изученные в 1-4

– работать самостоятельно и в парах;

классах

– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.

Список используемой литературы
1. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности

/

М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – (Учение с увлечением).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».