Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа ст. Ново – Осетинской Моздокского района РСО - Алания РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Физика вокруг нас» 1 час в неделю, 34 часа в год 2023 – 2024 уч. год Пояснительная записка Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники . Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит за рамки изучения физики в школьном курсе. Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах» предназначена для организации внеурочной деятельности «Точка роста» обучающихся 7-9 классов МКОУ СОШ №6 с. Пелагиада. Срок реализации программы: 1 год. 7 класс – 70ч., 8 класс 70ч., 9 класс – 34 ч. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях лаборатории центра «Точка роста», а также применять полученные знания для решения качественных, количественных и экспериментальных задач различной сложности. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Особенностью данной программы является то, что: она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов; составлена с учетом возрастных особенностей учащихся; постепенно вводится проектная деятельность – от микро-проектов в 7 классе до индивидуальных проектов в 9 классе; Реализация программы обеспечивается нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). 2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесѐнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н). 5. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6) Цель и задачи Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физики: • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; • формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни; • формирование представления о научном методе познания; • развитие интереса к исследовательской деятельности; • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; • развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; • создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время; • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом. • формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости. • совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий; • использование приобретѐнных знаний и умений для решения практических, жизненных задач; • включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую; • выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы; • развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью. 1. Планируемые результаты Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырѐх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебноисследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом») и учебных программ по всем предметам, в том числе по физике. После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» обучающиеся: • систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами; • выработают индивидуальный стиль решения физических задач. • совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности); • научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в основной школе; • разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете физики. • совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических конференциях различных уровней. • определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе. Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются: Обучающийся получит возможность для формирования следующих предметных результатов: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности являются: Обучающийся получит возможность для формирования следующих метапредметных результатов: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нѐм ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приѐмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Регулятивные УУД Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. в Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ). Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются: Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). № 1. Наименование разделов Тепловые явления (12 часов) Характеристика основных содержательных линий Теория: Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды.Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение. Использование энергии Солнца на Земле. Термос. Ветры. Способы передачи тепла. Количество теплоты. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. Испарение и конденсация. Кипение. Выветривание. Влажность воздуха. Точка росы. Физика и народные приметы. Тепловые двигатели в жизни и в быту. Практика, эксперимент: Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Практическая работа № 2: «Изучение выветривания воды с течением времени». Экспериментальная работа № 1 «Исследование аморфных тел». Решение задач. «Способы изменения внутренней энергии». 2. Электрические Теория: История электричества. Электризация тел. явления Притяжение и отталкивание электрических ( 13 часов) тел.Электроскоп. Проводники и Формы организации индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательск ого эксперимента, самостоятельны й сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. Виды деятельности Личностные, познавательные, коммуникативн ые, регулятивные индивидуальная и групповая работа обучающихся, Личностные, познавательные, коммуникативн ые, 3. Электромагни тные явления (3 часа) 4. Световые явления (8 часов) диэлектрики. Полупроводники. Электрическая цепь и ее составные части. Закон Ома. Реостаты. Удельное сопротивление. Виды соединения проводников. Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы. Нагревание проводников. Короткое замыкание. Конденсаторы. Изобретение лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы Практика, эксперимент: Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия». Решение задач; «Электрическая цепь и ее составные части». «Закон Ома». «Параллельное и последовательное соединение проводников», «Закон Джоуля – Ленца» Теория: Магнитное поле Земли и других планет. Магнитные линии постоянного магнита. Компас и его принцип действия. Электромагниты и их практическое применение. Практика, эксперимент: Практическая работа № 5 «Изучение магнитных линий постоянного магнита». Теория: Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени. Законы отражения и преломления света. Как Архимед поджег римский флот. Спектр. Линзы. Очки. Оптические приборы и их применение. Практика, эксперимент: Практическая работа №6 «Получение радуги» Решение задач. планирование и проведение исследовательск ого эксперимента, самостоятельны й сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. регулятивные индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательск ого эксперимента, самостоятельны й сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов. индивидуальная и групповая работа обучающихся, самостоятельны й сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных Личностные, познавательные, коммуникативн ые, регулятивные Личностные, познавательные, коммуникативн ые, регулятивные 5. Заключитель ное занятие. «Линзы» Построение изображений, даваемых линзой Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. результатов. 3.Тематическое планирование № Наименование темы Кол-во часов Сроки Практические и экспериментальные прохождени занятия я темы 04.09-28.11. Практическая работа №1 Практическая работа №2 Экспериментальная работа №1 1 Тепловые явления 12 2. Электрические явления. 13 04.12-15.03. Практическая работа №3 Практическая работа №4 3. Электромагнитные явления. 3 18.03.-10.04 Практическая работа № 5 4. Световые явления 5 17.04.-22.05 Практическая работа №6 5. Заключительное занятие Итого: 1 29.05 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .КЛАСС: 8 Количество часов в неделю 1, в год – 34 часа № Дата По плану 1. 1 . . По факту Количество часов 1 2. 2 . 3. 1 4. 1 1 Наименование тем занятий Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды. Решение качественных задач «Способы изменения внутренней энергии». Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Использование энергии Солнца на Земле. Термос. Ветры. 5. 1 Способы передачи тепла. Решение экспериментальных задач. 6. 1 7. 1 8. 1 9. 1 10. 1 11. 1 12. 13. 1 1 14. 1 15. 1 16. 1 17. 1 18. 19. 1 1 20. 21. 1 1 22. 1 23. 1 24. 25. 1 1 26. 27. 1 1 Количество теплоты. Решение качественных задач по теме «Количество теплоты». Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. Экспериментальная работа № 1 «Исследование аморфных тел». Испарение и конденсация. Кипение. Выветривание. Практическая работа № 2: «Изучение выветривания воды с течением времени». Влажность воздуха. Точка росы. Физика и народные приметы. Тепловые двигатели в жизни и в быту. История электричества.Электризация тел. Притяжение и отталкивание электрических тел. Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия». Практическая работа №4 «Изготовление электроскопа» Проводники и диэлектрики. Полупроводники. Решение задач на тему «Электрическая цепь и ее составные части». «Электричество в игрушках» Закон Ома. Решение задачна тему «Закон Ома». Реостаты. Удельное сопротивление. Виды соединения проводников. Решение задач на тему «Параллельное и последовательное соединение проводников». Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы. Нагревание проводников. Короткое замыкание. Конденсаторы. Изобретение лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы Магнитное поле Земли и других планет. Практическая работа № 5 «Изучение магнитных линий постоянного магнита». 28. 1 29. 1 30. 1 31. 1 32. 33. 1 1 34. 1 Электромагниты и их практическое применение. Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени. Законы отражения и преломления света. Как Архимед поджег римский флот. Спектр. Цвет компакт-диска. Мыльные пузыри. Практическая работа №6 «Получение радуги» Решение задач на тему «Линзы». Очки. Оптические приборы и их применение. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.