Рабочая программа внеурочной тдеятельности Точка роста физика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа ст. Ново – Осетинской
Моздокского района РСО - Алания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Центра естественно-научной и технологической направленностей
«Точка роста»

«Физика вокруг нас»

1 час в неделю,
34 часа в год

2023 – 2024 уч. год

Пояснительная записка
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих
мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об
основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и
закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и
техники .
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно
формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация
предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные
особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения
физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить
потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит за рамки
изучения физики в школьном курсе.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и
экспериментах» предназначена для организации внеурочной деятельности «Точка роста»
обучающихся 7-9 классов МКОУ СОШ №6 с. Пелагиада.
Срок реализации программы: 1 год. 7 класс – 70ч., 8 класс 70ч., 9 класс – 34 ч.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и
проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе
по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у
учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях лаборатории
центра «Точка роста», а также применять полученные знания для решения качественных,
количественных и экспериментальных задач различной сложности. Содержание программы
соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Особенностью данной программы является то, что:
 она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и
метапредметных результатов;
 составлена с учетом возрастных особенностей учащихся;
 постепенно вводится проектная деятельность – от микро-проектов в 7 классе до
индивидуальных проектов в 9 классе;
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред.
от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н,
с изменениями, внесѐнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н
и от 5.08.2016 г. № 422н).

5. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования
естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)
Цель и задачи
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при
реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах»,
можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему
самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности,
познавательной активности.
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач. Основные
задачи внеурочной деятельности по физики:
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным
видам деятельности;
• формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми
школьники сталкиваются в повседневной жизни;
• формирование представления о научном методе познания;
• развитие интереса к исследовательской деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных
учебных действий в урочное время;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение
рамок общения с социумом.
• формирование навыков построения физических моделей и определения границ их
применимости.
• совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы,
свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой
информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
• использование приобретѐнных знаний и умений для решения практических, жизненных
задач;
• включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую,
аналитическую, поисковую;
• выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
• развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных
физических задач, связанных с практической деятельностью.
1.

Планируемые результаты
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе
использования четырѐх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных
учебных
действий»,
«Формирование
ИКТ-компетентности
обучающихся»,
«Основы
учебноисследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с
текстом») и учебных программ по всем предметам, в том числе по физике. После изучения
программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» обучающиеся:
• систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных,
технических и олимпиадных задач различными методами;
• выработают индивидуальный стиль решения физических задач.

• совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения
физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники
безопасности);
• научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в
основной школе;
• разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете
физики.
• совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания
исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на
научно – практических конференциях различных уровней.
• определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных
интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего
профиля обучения в старшей школе.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих предметных результатов:
 знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений;
 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
 умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
 формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной
культуры людей;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы;
 коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих метапредметных
результатов:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную

информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нѐм ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли,
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
 освоение приѐмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД.
 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения.
 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД.
 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
 Смысловое чтение.
 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

в

 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Коммуникативные УУД
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своѐ мнение.
 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
 убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
 мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
 формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и
изобретений, к результатам обучения.

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
№
1.

Наименование
разделов
Тепловые
явления
(12 часов)

Характеристика основных
содержательных линий
Теория:
Внутренняя энергия. Температура.
Термометры и их виды.Теплопередача:
теплопроводность, конвекция, излучение.
Использование энергии Солнца на Земле.
Термос. Ветры. Способы передачи тепла.
Количество теплоты. Агрегатные состояния
вещества. Плавление и отвердевание
кристаллических и аморфных тел.
Испарение и конденсация. Кипение.
Выветривание. Влажность воздуха. Точка
росы. Физика и народные приметы.
Тепловые двигатели в жизни и в быту.
Практика, эксперимент:
Практическая работа №1 «Исследование
изменения со временем температуры
остывающей воды».
Практическая работа № 2: «Изучение
выветривания воды с течением времени».
Экспериментальная работа № 1
«Исследование аморфных тел».
Решение задач.
«Способы изменения внутренней энергии».

2.

Электрические Теория:
История электричества. Электризация тел.
явления
Притяжение и отталкивание электрических
( 13 часов)
тел.Электроскоп. Проводники и

Формы
организации
индивидуальная
и
групповая
работа
обучающихся,
планирование и
проведение
исследовательск
ого
эксперимента,
самостоятельны
й сбор данных
для
решения
практических
задач, анализ и
оценка
полученных
результатов.

Виды
деятельности
Личностные,
познавательные,
коммуникативн
ые,
регулятивные

индивидуальная
и групповая
работа
обучающихся,

Личностные,
познавательные,
коммуникативн
ые,

3.

Электромагни
тные явления
(3 часа)

4.

Световые
явления (8
часов)

диэлектрики. Полупроводники.
Электрическая цепь и ее составные части.
Закон Ома. Реостаты. Удельное
сопротивление. Виды соединения
проводников. Мощность электрических
приборов. Бытовые электрические приборы.
Нагревание проводников. Короткое
замыкание. Конденсаторы. Изобретение
лампы накаливания. Электрические
нагревательные приборы
Практика, эксперимент:
Практическая работа № 3 «Электризация
различных тел и изучение их
взаимодействия».
Решение задач;
«Электрическая цепь и ее составные части».
«Закон Ома». «Параллельное и
последовательное соединение
проводников», «Закон Джоуля – Ленца»
Теория:
Магнитное поле Земли и других планет.
Магнитные линии постоянного магнита.
Компас и его принцип действия.
Электромагниты и их практическое
применение.
Практика, эксперимент:
Практическая работа № 5 «Изучение
магнитных линий постоянного магнита».

Теория:
Световой луч. Солнечные зайчики.
Получение тени и полутени. Законы
отражения и преломления света. Как
Архимед поджег римский флот. Спектр.
Линзы. Очки. Оптические приборы и их
применение.
Практика, эксперимент:
Практическая работа №6 «Получение
радуги»
Решение задач.

планирование и
проведение
исследовательск
ого
эксперимента,
самостоятельны
й сбор данных
для решения
практических
задач, анализ и
оценка
полученных
результатов.

регулятивные

индивидуальная
и групповая
работа
обучающихся,
планирование и
проведение
исследовательск
ого
эксперимента,
самостоятельны
й сбор данных
для решения
практических
задач, анализ и
оценка
полученных
результатов.
индивидуальная
и групповая
работа
обучающихся,
самостоятельны
й сбор данных
для решения
практических
задач, анализ и
оценка
полученных

Личностные,
познавательные,
коммуникативн
ые,
регулятивные

Личностные,
познавательные,
коммуникативн
ые,
регулятивные

5.

Заключитель
ное занятие.

«Линзы»
Построение изображений, даваемых линзой
Подведение итогов работы за год.
Поощрение учащихся, проявивших
активность и усердие на занятиях.

результатов.

3.Тематическое планирование
№

Наименование
темы

Кол-во
часов

Сроки
Практические и экспериментальные
прохождени
занятия
я темы
04.09-28.11. Практическая работа №1
Практическая работа №2
Экспериментальная работа №1

1

Тепловые явления

12

2.

Электрические
явления.

13

04.12-15.03.

Практическая работа №3
Практическая работа №4

3.

Электромагнитные
явления.

3

18.03.-10.04

Практическая работа № 5

4.

Световые явления

5

17.04.-22.05

Практическая работа №6

5.

Заключительное
занятие
Итого:

1

29.05

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .КЛАСС: 8
Количество часов в неделю 1, в год – 34 часа
№

Дата
По плану
1. 1
.
.

По факту

Количество
часов
1

2. 2
.
3.

1

4.

1

1

Наименование тем занятий
Вводное занятие. Инструктаж по охране
труда на уроках. Внутренняя энергия.
Температура. Термометры и их виды.
Решение качественных задач «Способы
изменения внутренней энергии».
Практическая работа №1 «Исследование
изменения со временем температуры
остывающей воды».
Использование энергии Солнца на Земле.
Термос. Ветры.

5.

1

Способы передачи тепла. Решение
экспериментальных задач.

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.
13.

1
1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.
19.

1
1

20.
21.

1
1

22.

1

23.

1

24.
25.

1
1

26.
27.

1
1

Количество теплоты. Решение качественных
задач по теме «Количество теплоты».
Агрегатные состояния вещества. Плавление
и отвердевание кристаллических и
аморфных тел.
Экспериментальная работа № 1
«Исследование аморфных тел».
Испарение и конденсация. Кипение.
Выветривание.
Практическая работа № 2: «Изучение
выветривания воды с течением времени».
Влажность воздуха. Точка росы. Физика и
народные приметы.
Тепловые двигатели в жизни и в быту.
История электричества.Электризация тел.
Притяжение и отталкивание электрических
тел.
Практическая работа № 3 «Электризация
различных тел и изучение их
взаимодействия».
Практическая работа №4 «Изготовление
электроскопа»
Проводники и диэлектрики.
Полупроводники.
Решение задач на тему «Электрическая цепь
и ее составные части».
«Электричество в игрушках»
Закон Ома. Решение задачна тему «Закон
Ома».
Реостаты. Удельное сопротивление.
Виды соединения проводников. Решение
задач на тему «Параллельное и
последовательное соединение
проводников».
Мощность электрических приборов.
Бытовые электрические приборы.
Нагревание проводников. Короткое
замыкание.
Конденсаторы.
Изобретение лампы накаливания.
Электрические нагревательные приборы
Магнитное поле Земли и других планет.
Практическая работа № 5 «Изучение
магнитных линий постоянного магнита».

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

32.
33.

1
1

34.

1

Электромагниты и их практическое
применение.
Световой луч. Солнечные зайчики.
Получение тени и полутени.
Законы отражения и преломления света. Как
Архимед поджег римский флот.
Спектр. Цвет компакт-диска. Мыльные
пузыри. Практическая работа №6
«Получение радуги»
Решение задач на тему «Линзы».
Очки. Оптические приборы и их
применение.
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за год.
Поощрение учащихся, проявивших
активность и усердие на занятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».