Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Основная общеобразовательная школа ст. Ново – Осетинской Моздокского района РСО – Алания Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика» для 7 класса основного общего образования Составила учитель математики Гульдиева З. А. 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА" Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учѐтом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растѐт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что еѐ предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчѐты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приѐмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределѐнности и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всѐ более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определѐнных умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приѐмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даѐт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всѐ большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчѐты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчѐта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаѐт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 7 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рѐбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учѐного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика»характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы- двигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учѐтом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 7 классе характеризуются следующими умениями. — Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; — Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. — Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. — Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. — Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости Календарно - тематическое планирование № Наименов ание п/ разделов тем п и програм мы Количество часов Дата Виды деятельности все контроль практиче изучен ия го ные ские работы работы Раздел 1. Представление данных 1. Представлени 0.5 0 0 1. е данных в таблицах. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Виды, формы контроля Изучать методы работы Устный опрос; с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; https://infourok.ru/prezentaciya-po-teorii-veroyatnosti-istatistike-na-temu-predstavlenie- dannyh-v-tablicah-7klass-6206582.html 1. Практические 0.5 0 2. вычисления по табличным данным. 0.5 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Самооценк ас использова нием« Оценочног о листа»; дидактический материал. https://education.yan dex.ru 1. Извлечение и 1 3. интерпретаци я табличных данных. 0 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Устный опрос; Групп овая работа ; карточки для групп/ https://www.yakass.r u 0 1. Практическая 1 4. работа «Таблицы». 0 1 Практическ индивидуальные карточки Осваивать способы ая работа; представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); 1. Графическо 1 5. е представлени е данных в виде круговых, столбиковы х (столбчатых ) диаграмм. 0 0 Устный Осваивать способы опрос; представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); презентация https://resh.edu.ru 1. Чтение 6. и постро ение диагра мм. презентация по теме, дидактический Устный материал https://www.yakass.ru опрос; групповая работа; 1 0 0.5 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); 1. Примеры 1 7. демографичес ких диаграмм. 0 0 1. Практическа 1 8. я работа «Диаграммы» 0 1 https://edu.skysmart.ru Изучать методы работы Устный опрос; с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Изучать методы работы Практическ https://resh.edu.ru ая работа; с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Итого по разделу 7 Раздел 2. Описательная статистика 2. Числовые 1. наборы. Устный опрос; 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы; Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования; Решать задачи; 0 1 Решать задачи; Практическ индивидуальные карточки ая работа; 0 0.5 Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах; Устный опрос; 1 0 0 2. Среднее 2 2. арифметичес кое. 0 1 2. Медиана 3. числового набора. 1 0 0.5 2. Устойчивость 1 4. медианы. 0 2. Практическа 1 5. я работа «Средние значения». 2. Наибольшее 1 6. и наименьшее значения числового набора. https://www.oge.sdamgia.ru Практическ https://infourok.ru/srednee-arifmeticheskoe-razmah-moda-7ая работа; klass-makarychev-5367995.html Устный опрос; https://infourok.ru/srednee-arifmeticheskoe-razmah-moda-7klass-makarychev-5367995.html Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1556/main/ https://infourok.ru/videourok-po-matematike-v-klasse-poteme-srednee-arifmeticheskoe- razmah-i-moda507451.html 2. Размах. 7. 1 0 0.5 Итого по разделу 8 Раздел 3. Случайная изменчивость 3. Случайная 1 0 0 1. изменчивость (примеры). 3. Частота 2. значений в массиве данных. 1 0 0.5 3. Группировка. 1 3. 0 0.5 3. Гистограммы 2 4. . 0 0.5 Решать задачи на выбор Тестирова https://urok.1sept.ru/articles/623779 ние; способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования; Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма; Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма; Устный опрос; материалы http://yaklass.ru Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки; Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы; Практическ https://videouroki.net/video/37-sbor-i-ghruppirovkaая работа; statistichieskikh-dannykh.html Тестирова http://oge.fipi.ru/os/ ние; Письменны https://www.youtube.com/watch?v=HZlgLY1FRqs й контроль; 3. Практическая 1 5. работа «Случайная изменчивость » 0 1 Итого по разделу: 6 Раздел 4. Введение в теорию графов 4. Граф, 0.25 0 0 1. вершина, ребро. 4. Представле 2. ние задачи с помощью графа. 0.25 0 0 4. Степень 0.25 0 3. (валентн ость) вершин ы. 4. Число рѐбер и 0.25 0 4. суммарная степень вершин. 0.25 4.5 Цепь и цикл. 0.5 . 0.25 0 0.25 Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки; Практическ Дидактический материал ая работа; Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Устный опрос; https://www.youtube.com/watch?v=lz0mhVQ7wsc Устный опрос; https://infourok.ru/urok-po-matematike-tema-grafi-resheniezadach-s-ispolzovaniem-grafov- klass-3416708.html Устный опрос; https://urok.1sept.ru/articles/633896 Устный опрос; https://urok.1sept.ru/articles/633896 Решать задачи на поиск Устный опрос; суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в https://infourok.ru/urok-na-temu-silno-svyaznyegrafy-cepi-i-cikly-ejlerovy-grafy- gamiltonovygrafy-5680345.html ориентированных графах; 4.6 Путь в . графе. 0.5 0 0.25 4.7 Представ . ление о связности графа. 0.5 0 0.25 4.8 Обход . графа (эйлеров путь). 0.5 0 0.25 4.9 Представл . ение об ориентиро ванных графах. 1 0 0.5 Итого по разделу: 4 Раздел 5.Вероятность и частота случайного события Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф; Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах; Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф; Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах; Устный опрос; https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/09/02/prez entatsiya-k-razvivayushchemu- zanyatiyu-teoriyagrafov Устный опрос; https://www.youtube.com/watch?v=Sgeh21sRuGE Самооценк https://multiurok.ru/index.php/files/matiematika-grafy-6eilierovy-ghrafy-otkrytyi-konv.html ас использова нием« Оценочног о листа»; Практическ https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/priezientatsiia ая работа; _dlia_7_klassa_po_tiemie_grafy 5.1 Случайный . опыт и случайное событие. 0.5 0 0 5.2 Вероятно . сть и частота события. 0.5 0 0.5 5.3 Роль 0.5 . маловероятн ых и практически достоверных событий в природе и в обществе. 0 0 5.4 Монета и . игральная кость в теории вероятност ей. 0 0.5 0 1 1.5 5. Практическа 1 5. я работа «Частота Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие; Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.; Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных); Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей; Устный опрос; Наблюдать и изучать частоту событий в простых Практическ дидактический материал ая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-algebre-na-temusluchajnye-sobytiya-veroyatnost-7-klass- 5236365.html Практическ http://oge.fipi.ru/os/ ая работа; https://infourok.ru/urok-po-teme-veroyatnost-sluchaynogosobitiya-klass-2382926.html Устный опрос; https://childrenscience.ru/courses/pts/1/ Письменны http://oge.fipi.ru/os/ й контроль; выпадения орла» экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.; Итого по разделу: 4 Раздел 6. Обобщение, контроль 6. Представлени 1 0 1. е данных. 0.5 Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Устный опрос; Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Обсуждать примеры случайных событий, мало вероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни чело века; Письменны сайт ФИПИ й контроль; 6. Описательная 2 2. статистика. 0 0.5 6. Вероятн 3. ость случайн ого событи я. 1 0 1 14 2 Итого по разделу: 5 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрол ьная работа; материалы ОГЭ Сайт ФИПИ