Рабочая программа Шахматы 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
АМС Моздокского района
МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской

Программа

внеурочной деятельности

«Шахматы в школе»
1 класс
Направление : общеинтеллектуальное

Составитель:
учитель начальных классов
Бадракова И.М.

2023

Примерная программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1 класса.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» адресована учащимся 1 классов и соответствует требованиям:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897;
Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждѐнным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №
373;
СанПиНа 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
на основе Устава;
локальных актов ОУ, регламентирующих порядок разработки, утверждения и реализации рабочей программы.
Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в
неделю.
Курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной
школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и
дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать в уме.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Цель:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования
общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
2

Характеристика курса
Занятия предназначены для детей 6 – 7 лет и проводятся один раз в неделю (33 часа в
год).
Содержание программы реализуется через учебные занятия, основным видом которых являются практические занятия.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к
знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать
в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по
обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного
курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной
проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и
слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено,
чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа разработана для детей первых-вторых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения в третьих-четвертых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К
примеру, при изучении игровых возможностей ладьи семилетним детям предлагаются более
легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения
материала остается прежней.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.
3


Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать
решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнѐры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности
оцениваются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребѐнок получает (или не
4

получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно
становится (а не просто узнаѐт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то
мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещѐ предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы ребѐнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачѐтном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио
Содержание программы
Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач
и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
Первое знакомство с Шахматным королевством.
Из истории шахмат.
Шахматная доска - поле шахматных сражений:
Знакомство с основными понятиями:
Горизонтали,
Вертикали
Диагонали
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь.
(Например: "Вторая горизонталь").
·
Шахматные фигуры. Первое знакомство.
«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.
5

Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры,
каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться,
что это за фигура.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи
друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и
ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная позиция.
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет".
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
ПЕШКИ
Благородные пешки черно-белой доски.
«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
«Игра на уничтожение».
КОРОЛЬ
Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
ЛАДЬЯ
Ход, взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт.
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».
СЛОН
Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь",
"Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита".
ФЕРЗЬ
«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.
Ход, взятие.
Ферзь против ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".
КОНЬ
Ход, взятие, сила.
Игра конем на усеченной доске.
Конь против ферзя, ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь".
6

Относительная ценность фигур.
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На
сколько?"
"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях
учителя и ученика были равны.
Шах.
Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьѐй, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит
ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
Мат - цель игры.
Техника матования одинокого короля:
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".
Решение шахматных задач и упражнений.
Ничья.
Варианты ничьей.
Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание:
"Пат или не пат".
Рокировка.
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание:
"Рокировка".
Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Шахматная партия.
Начало шахматной партии.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Правила и законы дебюта.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Короткие шахматные партии.
Занимательные страницы шахмат.
Шахматные сказки.
Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом
все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

7

Тематическое планирование курса «Шахматы в школе» 1 класс

№

Тема занятия

Содержание

Педагогические условия
Интеграция

1. Шахматная
доска
1.

Знакомство с
шахматной доской

2.

Шахматная доска

2. Шахматные
фигуры.

3.
4.

Шахматная
доска, белые и
черные поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.

Чтение и инсценировка дидактической
сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на доске.
Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие
диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество
полей в центре. Дидактические задания и
игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
Белые, черные,
ладья, слон,
ферзь, конь,
пешка, король.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические
задания и игры «Волшебный мешочек»,
«Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

Начальное положение
(начальная по-

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет»,
связь между горизонталями, вертикалями,

Знакомство с
шахматными фигурами
3. Начальная
расстановка фигур.

Чтение и инсценирование дидактической
сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной
доской. Белые и черные поля. Чередование
белых и черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

8

5.

6.

7.

8.

9.

Начальное положение

зиция); расподиагоналями и начальным положением филожение кажгур. Дидактические задания и игры «Мешодой из фигур в чек», «Да и нет», «Мяч».
начальной позиции; правило
«ферзь любит
свой цвет»;
связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и
начальной расстановкой фигур.

4. Ходы и взятие (Основная тема Место ладьи в начальном положении. Ход.
учебного курХод ладьи. Взятие. Дидактические задания
фигур.
са.)
и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Правила хода и
взятия каждой
из фигур, игра
Знакомство с
шахматной фигу- «на уничтожение», белорой. Ладья.
польные и черЛадья в игре.
Дидактические задания и игры «Захват коннопольные
трольного поля», «Защита контрольного
слоны, одноцветные и раз- поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ланоцветные
дьи против двух), «Ограничение подвижнослоны, качести».
ство, легкие и
тяжелые фигуЗнакомство с
Место слона в начальном положении. Ход
ры, ладейные,
шахматной фигуслона, взятие. Белопольные и чернопольконевые, слорой. Слон.
нын слоны. Разноцветные и одноцветные
новые, ферзеслоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
вые, королевДидактические задания и игры «Лабиринт»,
ские пешки,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
взятие на про«Кратчайший путь».
ходе, превращение пешки.
Слон в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение
9

подвижности».
10.

Ладья против
слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин
«стоять под боем». Дидактические задания
и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против
слона, ладья против двух слонов, две ладьи
против двух слонов, сложные положения),
«Ограничение подвижности».

11.

Знакомство с
шахматной фигурой. Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход
ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

12.

Ферзь в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

13.

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения),
«Ограничение подвижности».

14.

Знакомство с
шахматной фигурой. Конь.

Место коня в начальном положении. Ход
коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

15.

Конь в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(конь против коня, два коня против одного,
один конь против двух, два коня против

10

двух), «Ограничение подвижности».
16.

Конь против ферзя, ладьи слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (конь против
ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

17.

Знакомство с
пешкой.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие
на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в
поле воин».

18.

Пешка в игре.

Дидактические задания и игры «Игра на
уничтожение» (пешка против пешки, две
пешки против одной, одна пешка против
двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

19.

Пешка против
ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания и игры» Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра
на уничтожение» (пешка против ферзя,
пешка против ладьи, пешка против слона,
пешка против коня, сложные положения),
«Ограничение подвижности».

20.

Знакомство с
шахматной фигурой. Король.

Место короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют, но и под
бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший
путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

21.

Король против
других фигур.

Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного
11

поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король
против слона, король против коня, король
против пешки), «Ограничение подвижности».
5. Цель шахматной партии.

22.

Шах.

23.

Шах, мат, пат,
ничья, мат в
один ход,
длинная и короткая рокировка и ее правила.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или
не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый
шах».

Мат.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один
ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат
или не мат», «Мат в один ход».

Ставим мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

28.

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Примеры на пат. Дидактическое задание
«Пат или не пат».

29.

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

24.
25.

26.
27.

30.
6. Игра всеми
фигурами из
начального положения.
31.

Шахматная партия.

32.

Шахматная партия.

Самые общие
представления
о том, как
начинать шахматную партию.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше
начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».
Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация
12

коротких партий.
33.

Повторение программного материала.

Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

13

Используемая литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
5. Программа «Шахматы – школе», автор А.А.Тимофеев

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».