Е. А. Прудникова Е. И. Волкова ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ Рабочие программы 1–4 годы обучения Прудникова Е. А. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017 – 35 с. – ISBN 978-5-09-050355-6. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В основу программы положена апробированная в школах Москвы программа дополнительного образования по начальному обучению шахматной игре детей младшего школьного возраста и методика обучения детей специалистами в области шахматного образования и спорта. Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников для 1–4 годов обучения. Программа адресована учителям общеобразовательных организаций и предназначена для использования в процессе преподавания основ шахматной игры в начальной школе. 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………. 4 Общая характеристика учебного предмета…………………………… 7 Место предмета в учебном плане……………………………………… 9 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета…………….. 10 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса…………………………………………………………... 11 Содержание учебного предмета……………………………………….. 14 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности………………………………………………………… 15 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Шахматы в школе»………………………………………….. 21 Планируемые результаты изучения предмета…………………………. 23 Список литературы……………………………………………………… 26 Приложение……………………………………………….……………… 27 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин). XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству 4 оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский). В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и по-искового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соот-ветствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанваливать причинно-следственные связи и пр. Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик 5 выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект. Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре. Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные. Общие задачи направлены на: – массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру; – приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре; – открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; – выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; Образовательные задачи способствуют: – приобретению знаний из истории развития шахмат; – постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; – овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях; – освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; – знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; 6 – изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: – представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; – первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. Воспитательные задачи способствуют: – приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; – воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; – формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования. «Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных гносеологической областях. парадигмы к Современное личностно образование ориентированному, – переход от развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный 7 диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии. Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны. Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов). Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: – компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются); – возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей; – высокая степень травмобезопасности. 8 Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 69 ч.: в 1 классе – в течение 17 часов, во 2–4 классах – в течение 17 часов. Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники. Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74), 9 устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда. В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры: – воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории; – формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий; – обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям; – развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду; 10 – развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию; – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; – информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: – формирование основ российской, гражданской идентичности; – ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; – наличие чувства прекрасного; – формирование основ шахматной культуры; 11 – понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; – готовность и способность к саморазвитию и самообучению; – уважительное отношение к иному мнению; – приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; – воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; – умение управлять своими эмоциями; – дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; – оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. 1. Познавательные УУД: – умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; – владение способом структурирования шахматных знаний; – способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; – умение находить необходимую информацию; – способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; 12 – умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; – способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. 2. Коммуникативные УУД: – умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; – способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; – умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); – возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. 3. Регулятивные УУД: – умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны: 13 – приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; – владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; – приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Планирование прохождения программного материала по годам обучения № п/п Виды деятельности Распределение учебных часов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры 1 2 Сведения из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры 1 1 1 1 14 10 10 10 Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность 3 4 Конкурсы решения позиций Соревнования – 2 2 2 3 3 3 3 – 1 1 1 18 17 17 17 Шахматные праздники 5 Общее количество часов 15 Примерное тематическое планирование (1–4 классы) Содержание раздела Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся 1 класс (18 ч) Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат Основные содержательные Имеют представление об истории возникновения шахмат и линии Сведения о возникновении появления их на Руси. шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. Базовые понятия шахматной игры Соревнования Основные содержательные линии Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Основные содержательные Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять линии Участие детей в шахматном фигуры на ней, играть партию от турнире «Первенство класса». начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. 16 2 класс (17 ч) Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат Основные содержательные Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие линии Сведения о каждом из 16 шахматной культуры. чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. Базовые понятия Основные содержательные Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматной игры линии Основы шахматной игры шахматные комбинации, имеют (повторение материала 1-го представление о дебютных года обучения: защита в ловушках и о том, как в них не шахматах, матование попадаться. одинокого короля различными Умеют видеть нападение и фигурами). защищать свои фигуры от Шахматная комбинация: нападения партнёра, матовать выигрыш материала. одинокого короля двумя ладьями, Основы дебюта: развитие ферзём и ладьёй, королём и фигур, дебютные ловушки, ферзём, королём и ладьёй, могут короткие партии. находить элементарные Основы эндшпиля: реализация шахматные комбинации: двойной большого материального удар, связку, ловлю фигуры, мат преимущества. на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения Основные содержательные Расставляют позицию для решения упражнений, решают позиций линии Конкурс решения позиций на шахматные упражнения. тактические приёмы «связка», Анализируют свои ответы и «двойной удар», «нападение», ответы своих сверстников. «защита», «сквозной удар», С помощью тестового задания «ловля фигуры», «открытый оценивают собственное шах», «двойной шах», «мат по выполнение. последней горизонтали». Соревнования Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. 17 Шахматный праздник Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике. Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. 3 класс (17 ч) Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат Основные содержательные Знают историю возникновения шахматных соревнований, линии История возникновения правила проведения соревнований по шахматам, соревнований, различные системы системы проведения проведения шахматных шахматных соревнований. соревнований. Базовые понятия Основные содержательные Знают шахматные комбинации и шахматной игры линии тактические приёмы Шахматная комбинация: «завлечение», «отвлечение», задачи на мат в два хода, «уничтожение защиты», основы тактические приёмы разыгрывания дебюта: развитие «завлечение», «отвлечение», фигуры, дебютные ловушки, «уничтожение защиты», короткие партии. «спёртый мат». Умеют решать позиции на мат в Основы разыгрывания дебюта, два хода, находить тактические атака на короля в дебюте. приёмы «завлечение», Основы пешечного эндшпиля: «отвлечение», «уничтожение проведение пешки в ферзи, защиты», «спёртый мат», правило квадрата, атаковать рокировавшегося и отталкивание плечом, нерокировавшегося короля в реализация лишней пешки. дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения Основные содержательные Расставляют позицию для позиций линии решения упражнений, решают Конкурсы решения позиций на шахматные упражнения. дебютные ловушки, способы Анализируют свои ответы и атаки на короля, уничтожение ответы своих сверстников. защиты, тактические приёмы С помощью тестового задания «завлечение», «отвлечение», оценивают собственное «спёртый мат». выполнение. Соревнования Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. Шахматный праздник Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. 4 класс (17 ч) Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры Основные содержательные линии История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Основные содержательные линии Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения Основные содержательные Расставляют позицию для решения упражнений, решают позиций линии Конкурсы решения позиций на шахматные упражнения. все пройденные тактические Анализируют свои ответы и приёмы и шахматные ответы своих сверстников. комбинации. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. Умеют играть партию от начала Соревнования Основные содержательные до конца с записью партии и линии Участие детей в шахматном различным контролем времени. турнире «Первенство класса». Шахматный праздник Основные содержательные Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и линии Участие в школьном эстафетах. спортивно-шахматном Общаются и взаимодействуют со празднике. сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. 20 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ» Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской). Следует обратить внимание на электронную форму учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя. Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение «Учебник цифрового века» (скачать его можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства). Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника, обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты измерения размера шрифта, создания заметок и закладок. Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении самостоятельной, парной или групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку, для проведения внеурочных мероприятий. Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, а также подразумевает оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета. 21 При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К – полный комплект (на каждого ученика в классе); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников); П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек). Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт начального общего образования Рабочие программы Дидактические карточки Учебно-методические пособия и рекомендации Печатные пособия Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты чемпионов мира Технические средства обучения Портативный компьютер Радиомикрофон (петличный) Музыкальный центр Сканер Принтер Копировальный аппарат Количество Д Д К Д Д Д Д Д Д Д Д Экранно-звуковые пособия Аудиовизуальные пособия Аудиозаписи музыкальные Д Д 22 Учебно-практическое оборудование Гигантские напольные шахматы и шахматное поле Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур Шахматные часы Аптечка Д Д Ф Ф Д ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять: – правила техники безопасности во время занятий; – историю возникновения и развития шахматной игры; – имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат; – вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; – историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматистспортсмен; – историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; – приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности. К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны: – уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; 23 – знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры; – иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра; – ориентироваться на шахматной доске; – играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; – правильно располагать шахматную доску между партнёрами; – правильно расставлять фигуры перед игрой; – различать горизонталь, вертикаль, диагональ; – рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; – знать, что такое ничья, пат и вечный шах; – знать «цену» каждой шахматной фигуры; – усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём; – владеть способом взятия на проходе; – записывать шахматную партию; – уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра. К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны: – уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; – защищать свои фигуры от нападения и угроз; – решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; – ставить мат одинокому королю ладьёй и королём; 24 – разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; – реализовывать большое материальное преимущество. К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны: – владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»; – понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии; – знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля; – уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество; – принимать участие в шахматных соревнованиях. К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны: – владеть основными шахматными понятиями; – владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; – находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода; – знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; – уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; – разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции; – уметь реализовывать материальное преимущество; – принимать участие в шахматных соревнованиях. 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991. 26 Поурочное планирование. 1 класс № урока 1 Тема урока Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. Шахматная доска. Горизонталь. 2 Шахматная доска. Вертикаль. Диагональ 3 Шахматная нотация. Шахматные фигуры и начальная позиция 4 5 6 Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Превращение пешки. Содержание урока Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом. Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь». Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль». Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ». Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур. Расстановка шахматных фигур в начальной позиции. Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход». Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие. Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие. Правила хода и взятия пешкой. Правила превращение пешки. 27 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Правила хода и взятия королём. Сравнительная Король. Ценность фигур. сила фигур. Нападение Атакующие возможности фигур. Взятие. Взятие на проходе. Особое взятие пешкой: взятие на проходе. Шах и защита от шаха. Постановка шаха всеми фигурами, защита от Мат. шаха. Постановка мата всеми фигурами. Варианты ничьей. Правила рокировки, длинная и Пат – ничья. Рокировка. короткая рокировки. Основные принципы игры Общие принципы игры в начале шахматной в начале партии партии. Мат двумя ладьями Техника матования одинокого короля двумя одинокому королю. ладьями. Мат ферзём и ладьёй Техника матования одинокого короля ферзём и одинокому королю. ладьёй. Мат ферзём и королём Техника матования одинокого короля ферзём и одинокому королю. королём. Материальное преимущество. Нарушение основных Определение материального преимущества, реализация принципов игры в начале материального преимущества. Ошибочные ходы в партии. начале партии и их последствия. Партии-миниатюры. Запись Анализ коротких партий. Способ ведения записи шахматной партии. партии во время соревнований. Шахматный этикет. Правила поведения шахматиста во время партии. Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире. 28 2 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматные фигуры (повторение) Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение). Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Тактический приём «двойной удар». Тактический приём «связка». Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Содержание урока Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов. Повторение материала первого года обучения. Повторение материала первого года обучения. Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением. Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 3, 4 Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами. Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку. Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроке 6 Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля Тактический приём «ловля фигуры» и способами его применения. фигуры». Тактический приём Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар». «сквозной удар» и способами его применения. Мат на последней горизонтали. Конкурс Слабость последней горизонтали, «форточка». решения позиций: как бы Отработка на практике тактических приёмов, вы сыграли? пройденных на уроке 8 29 10 11 12 13 14 15 16 17 Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического Тактический приём применения. «открытый шах». Знакомство с новым тактическим приёмом Тактический приём «двойной «двойной шах» и способами его практического шах». применения. Шахматный турнир Основы игры в дебюте: дебютные ловушки Основы игры в дебюте: атака на короля Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества Основы анализа шахматной партии Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Шахматный турнир. Шахматный праздник Игровая практика Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля» Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса Просмотр и анализ коротких шахматных партий. Отработка на практике материала уроков 12-14 Решение заданий, игровая практика. 30 3 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Содержание урока Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории Из истории возникновения соревнований по шахматам. возникновения шахматных соревнований, изучение Системы проведения различных систем проведения шахматных шахматных соревнований. соревнований. Матование одинокого короля Повторение материала второго года обучения. разными фигурами Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в (повторение). два хода. Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» «двойной шах», «открытый шах». Повторение материала второго года обучения. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала урока 2. Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар». Тактический приём Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение»; «отвлечение». «отвлечение фигур от защиты». Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему. Знакомство с новым понятием «спёртый мат», Тактический приём разбор классической партии на применение приёма «уничтожение защиты», «спёртый мат». «спёртый мат». Сочетание Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов. тактических приёмов». Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 4-5. Информирование учащихся о том, как начинать Борьба за инициативу. атакующие действия в шахматной партии. Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур. Основы дебюты: атака на Знакомство со способами атаки на короля, который нерокировавшегося короля, сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия атака на рокировавшегося пешечного прикрытия короля, уничтожение короля. защиты. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 7-8. Шахматный турнир Игровая практика. 31 11 12 13 14 15 16 17 Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план. Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира. Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата. Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом. Основы пешечного эндшпиля: Повторение материала: игра пешки против проходная пешка, правила короля, пешка проходит в ферзи без помощи квадрата; крайняя пешка, своего короля, пешка проходит в ферзи при «отталкивание плечом»; помощи своего короля; введение новых понятий оппозиция и ключевые поля. «оппозиция», «ключевые поля». Основы пешечного Введение и раскрытие новых понятий: эндшпиля: король с пешкой «взаимоблокируемые пешки», «позиция против короля с пешкой; взаимного цугцванга», «ключевые поля». король против пешек, Знакомство с правилом блуждающего квадрата, правило блуждающего раскрытие особенностей разрозненных пешек, их квадрата. сильных и слабых сторон Теоретические позиции Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: ферзь пешечного эндшпиля: король и две пешки против против пешки. Конкурс короля, особенности проведения пешек в ферзи по решений позиций: как бы вы вертикалям b и g. сыграли? Отработка на практике материала уроков. Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Анализ шахматных партий чемпионов мира, Садвакасов. угадывание ходов. Сыграй как чемпион мира. Анализ шахматных партий чемпионов мира, Партия В. Ананд – М. Карлсен. угадывание ходов. Шахматный турнир. Шахматный праздник. Решение заданий, игровая практика. 32 4 класс № урока 1 Тема урока История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Виды дебюта (открытые, полуоткрытые, закрытые). Гамбиты Содержание урока Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура. Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства. Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства» Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре. Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса. Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования. Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра. Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней. Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита. Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита. Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита. Королевский гамбит. Тактический приём «мельница». Тактический приём «перекрытие». Тактический приём Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий. Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических 2 Основные принципы игры в дебюте. Перевес в развитии фигур. 3 Атака на короля. Перевес в пространстве. 4 План игры. Выбор хода 5 Виды дебюта (открытые, полуоткрытые, закрытые). 6 7 8 «рентген». 9 10 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Анализ шахматной партии: выбери ход 11 Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. 12 Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. 13 14 15 16 17 Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю; мат конём и слоном одинокому королю. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Шахматный турнир. Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. Шахматный праздник. заданий. Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий. Отработка на практике материала урока 8. Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира. Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены. Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены. Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены. Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами. Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём. Отработка на практике материала уроков 11-14. Игровая практика. Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре. Решение заданий, игровая практика. 34