Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа ст. Ново - Осетинской Моздокского района РСО-Алания Рабочая программа На именование учебного предмета шахматы Класс 2 Срок реализации программы, учебный год 2023-2024 2 Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 4 стр. 2. Содержание учебного предмета и внутрипредметного модуля 5 стр. 3Тематическое планирование 8 стр. 3 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» И.Г. Сухина. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели). Личностные результаты Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения шахмат в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения. Ценности научного познания: знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогической традиции; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования; познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное 4 отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; У ученика сформируется: готовность и способность учащихся к саморазвитию; мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Ученик получит возможность для формирования: возможности продвижения каждого ребенка своим темпом; понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира; умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; собственного опыта творческой деятельности; устойчивого интереса к занятиям шахматами; умений выстраивать внутренний план действий; пространственного воображения; целеустремленности, настойчивости в достижении цели; самостоятельности выбора решения и ответственности за них. Метапредметные результаты Ученик научится: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Ученик получит возможность научиться: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.); доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Предметные результаты Обучающиеся должны знать: шахматные правила FIDE; обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур. записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и 5 ладьей. Ученик получит возможность научиться: рокировать; объявлять шах, мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. 2. Содержание учебного предмета и внутрипредметного модуля На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. «Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения». Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ. Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат. Учебный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала». I. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. II. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии. III. Ценность шахматных фигур. Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов). IV. Техника матования одинокого короля. Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. V. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата. VI Внутрипредметный модуль. Игры и задания "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных 6 фигур. "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 3. Тематическое планирование. № п/п Название раздела 1. Краткая история шахмат Шахматная нотация 4 Ценность шахматных фигур Техника матования одинокого короля Достижение мата без жертвы материала Шахматная комбинация 4 2. 3. 4 5 6 7 Модуль. Практическая игра. Кол-во часов 2 4 3 15 7 ЭОР и ЦОР Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных 7 отношений в классе; Итого: 34 часа, из них 7 часов – модульных занятий. 2 3 Номер урока в Название раздела/темы уроков разделе/ теме Краткая история шахмат 1 Повторение пройденного материала (шахматная доска, начальное положение, ходы фигур, шах, мат, пат) 2 Входной мониторинг. 3 Краткая история шахмат. 4 4 Номер урока по порядку 1 5 Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Шахматная нотация 1 Шахматная нотация. 6 2 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Шахматная нотация. Игра"Горизонталь". Ценность шахматных фигур 1 Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. 2 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. 3 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Игра "Вертикаль". 4 Ценность шахматных фигур. Защита. Игра "Диагональ". Техника матования одинокого короля 1 Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. 2 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. 3 Контрольная работа за I полугодие. 4 Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Достижение мата без жертвы материала 1 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в эндшпиле. "Игра на уничтожение" 2 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в миттельшпиле. Виды, формы контроля Показ учителя, видеофильм Контрольная работа Показ учителя, видеофильм Показ учителя, презентация Показ учителя, видеофильм Собеседование Показ учителя, видеофильм Собеседование Практическое занятие Показ учителя, презентация Показ учителя, видеофильм Собеседование Контрольная работа Практическое занятие Показ учителя, презентация Собеседование 8 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Практическое Достижение мата без жертвы занятие материала. Учебные положения на мат в 2 хода в дебюте. Игра "Один в поле воин". Шахматная комбинация Показ учителя, 1 Шахматная комбинация. Матовые презентация комбинации. Тема завлечения. Практическое 2 Шахматная комбинация. Тема занятие отвлечения. Практическое 3 Шахматная комбинация. Тема занятие блокировки. Собеседование 4 Шахматная комбинация. Тема разрушения королевского прикрытия. Показ учителя, 5 Шахматная комбинация. Тема презентация освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Собеседование 6 Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приёмов. Практическое 7 Шахматная комбинация. занятие Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Практическое 8 Модуль1.Шахматная комбинация. занятие Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Практическое 9 Модуль2.Шахматная комбинация. занятие Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Практическое 10 Модуль3 Комбинации, ведущие к занятие достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Игра "Сними часовых". Практическое 11 Модуль4.Шахматная комбинация. занятие Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тематических приёмов. Практическое 12 Модуль5. Патовые комбинации. занятие Игра "Захват контрольного поля". Контрольная работа 13 Промежуточная аттестация Практическое 14 Модуль6. Шахматная комбинация. занятие Игра "Атака неприятельской фигуры". Практическое 15 Модуль7.Шахматная комбинация. занятие Типичные комбинации в дебюте. Повторение и закрепление программного материала Практическое 1 Повторение и закрепление 3 9 программного материала. 34 2 Повторение и закрепление программного материала. Итого 34 часа (26 часа-80%, 7 - модульных занятий-20%) занятие Практическое занятие 10