Рабочая программа по шахматам 1 класс

Рабочая программа учебного курса
«Шахматы»
для 1-ых
(1-ый год обучения)
на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.
Учебник «Шахматы в школе» 1-ый год обучения,Уманская Э. Э., Волкова Е. И.,
Прудникова Е. А.
Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1-ый год обучения,Уманская Э. Э., Волкова
Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре»
и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.
Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического
интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное
развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи Программы.
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечениеобучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективноговзаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом,
который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения
шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включѐнв
целостный образовательный процесс.
Содержание учебного предмета.
Настоящая
программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на
изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых
шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –
физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно –
шахматных праздников.

Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения.
При планировании занятий динамичными шахматами как 3-ий час урока
физической культуры необходимо отвести: в 1 классе – 33 часа, а в остальных (2-4
кл.) - по 34 часа. Занятия по Программе включаются в целостный образовательный
процесс.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень
сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать своидействия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе
обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического,
интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения
в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла
и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных
игр.

Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года обучающиеся должны:
 объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
 знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 знать правила хода и взятия каждой фигуры;
 ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
 правильно располагать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игр
Поурочное планирование
1класс
(1-ый год обучения)
№
Дата
урока

Тема

Колво ч.

1.

Обучение правилам техники безопасности
(ТБ) во
время занятий, соревнования и в
спортивном зале.
Шахматы - мои друзья.

1ч.

2.

Шахматная доска.

1ч.

3.

Горизонталь.

1ч.

4.

Вертикаль.

1ч.

5.

Диагональ.

1ч.

Содержание
Беседа о ТБ
Знакомство детей с понятием
«Шахматная игра», с историей
возникновения данного
понятия и шахматной игры в
целом
Знакомство детей с новыми
понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх
Знакомство с шахматной
доской: новое понятие
«горизонталь»,
закрепление полученных
знаний в динамических
шахматных играх.
Знакомство с шахматной
доской: новое понятие
«вертикаль», закрепление
полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
Повтор понятий
«горизонталь» и
«вертикаль», знакомство с
новым понятием

6.

Волшебная шахматная доска.

1ч.

7.

Ладья.

1ч.

8.

Слон.

1ч.

9.

Ферзь

1ч.

10.

Конь.

1ч.

«диагональ», закрепление
полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
Повтор понятий
«горизонталь»,
«вертикаль», «диагональ»
Знакомство с новым
понятием «шахматная
нотация», определение
«адреса» шахматных
полей, закрепление
полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
Знакомство обучающихся
с шахматной фигурой
«ладья», местом ладей в
начальной позиции,
способом передвижения
ладьи по доске: ход и
взятие, понятием «ход
фигуры», «невозможный
ход», закрепление
полученных знаний в
динамических шахматных
играх.
Повторить ходы и взятие
ладьей, знакомство
обучающихся с новой
шахматной фигурой
«слон», местом слонов в
начальной позиции,
объяснить способы
передвижения слона по
доске: ход и взятие.
Ввести новые понятия
«белопольный» слон,
«чернопольный» слон,
закрепление полученных
знаний в динамических
шахматных играх.
Знакомство с шахматной
фигурой «ферзь», местом
ферзя в начальной
позиции, способом
передвижения ферзя по
доске: ход и взятие,
закрепление полученных
знаний в динамических
шахматных играх.
Знакомство с шахматной
фигурой «конь»,
месторасположением коня
в начальной позиции,

способом передвижения
коня по доске: ход и
взятие, закрепление

11.

Пешка.

1ч.

12.

Король.

1ч.

13.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1ч.

14.

Ценность фигур.

1ч.

15.

Шахматная нотация.

1ч.

16.

Шах и защита от шаха.

1ч.

.
Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в
начальной позиции, способом передвижения пешки
по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля
по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Знакомство расстановкой
шахматных фигур в начальной позиции, месторасположением короля, ферзя,
ладьи, слона, коня, пешки
в начальной позиции, правило «ферзь любит свой
цвет», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная
сила фигур: короля, ферзя,
ладьи, слона, коня, пешки,
с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Знакомство с обозначением
вертикалей, горизонталей,
шахматных полей, шахматных фигур, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Знакомство с постановкой
шаха всеми фигурами: ферзь,
ладья, слон, конь, пешка,
способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шах-

17.

Мат.

1ч.

18.

Пат, ничья.

1ч

19.

Рокировка.

1ч.

20.

Взятие на проходе.

1ч.

21.

Превращение пешки.

1ч.

22.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1ч.

23.

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1ч.

24.

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1ч.

25.

Как начинать партию: дебют.

1ч.

матныхиграх.
Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой
мата всеми фигурами: ферзь,
ладья, слон, конь, пешка,
закрепить полученные
знания в динамических
шахматных играх.
Знакомство с ничьей, с патом,
с условиями возникновения
пата, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Знакомство с особым ходом
короля и ладь: с рокировкой,
короткая и длинная рокировки, с условия при которых
рокировка возможна, закрепить полученные знания в
динамических шахматныхиграх.
Знакомство с особым ходом
пешки: взятием на проходе, с
названием вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматныхиграх.
Знакомство с превращением
пешки во все фигуры: ферзь,
ладья, слон, конь, пешка, с
понятием проходная пешка, закрепить полученные
знания в динамических
шахматных играх.
Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с
метода «лесенка», закрепить
полученные знания в динамических шахматных
играх.
Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить
полученные знания в динамических шахматных
играх.
Знакомство с общимипринципы игры в начале шахмат-

26.

Ошибочные ходы в начале партии.

1ч.

27.

Тактические приёмы.

1ч.

28.

Правила поведения соперников во время
игры.

1ч.

29.

История шахмат.

1ч.

30.

Три стадии шахматной партии.

1ч.

31.
32.
33.

Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.

1ч.
1ч.
1ч.

34.

Спортивно - шахматный праздник.

1ч.

ной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные зна.
Знакомство с ошибочными
ходами в начале партии и их
последствия, «детский мат»,
закрепить полученные
знания в динамических
шахматных играх.
Знакомство с тактическими
приемами: связка и двойной
удар, с понятием материальное преимущество, закрепить полученные знания в
динамических шахматных
играх.
Знакомство с правилами поведения шахматиста во время
партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.
Знакомство с историей возникновения шахмат, закрепить полученные знания в
динамических шахматных
играх.
Знакомство с общимипринципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить
полученные знания в динамических шахматных
играх.
Игровая практика.
Игровая практика.
Решение заданий, игровая
практика
Решение заданий, игровая
практика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».