МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная ОсетияАлания
АМС Моздокского района
МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Государственный язык республики Российской Федерации»
для 7 класса основного общего образования
на 2025/2026 учебный год
Составитель:Бадриева Фатима Казбековна,
учитель родного (осетинского) языка и литературы
Станица.Ново-Осетинская, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 7 классе характеризуется личностной
ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов,
входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного,
коммуникативного, социокультурного / поликультурного (обеспечивающего диалог культур),
компетентностного, средоориентированного подходов.
Современное общество требует разностороннего развития личности человека, в том числе его
коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих
успешно функционировать в нѐм. Принципы гуманизации и демократизации общества самой
большой ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и
творить в условиях стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе
осетинским, трудно
переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с
иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное
количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных
особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе.
Основная ступень школьного обучения осетинскому языку характеризуется наличием
значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в
основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире. Они уже
понимают роль и значение языка как средства общения в условиях поликультурности
современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой деятельности и обладают
специальными учебными и общеучебными умениями, необходимыми для изучения осетинского
языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о правилах речевого поведения
на русском и осетинском языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного
процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает
формирование учебно-исследовательских умений.
В 7 классе совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается
объѐм используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического
владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой
активности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)»
На данном этапе обучения большое внимание уделяется осознанию и закреплению того,
что было усвоено в начальной школе и дальнейшему развитию приобретенных ранее знаний,
умений и навыков.
Курс построен на взаимодействии трѐх основных содержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия
для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями
языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих
проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даѐт учителю возможность
планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не
связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в
зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой
деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное
содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении
предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный
(в виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий), который учитель может
предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере
усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.
В основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной
фиксацией значимой информации, которая является важным учебным умением.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
Целями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего
образования являются:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание
важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков Республики
Северная Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как
важной составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям
иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 7 классе рассчитано на общую
учебную нагрузку в объѐме 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В
7 КЛАССЕ
Воспоминания о лете.
Обмен впечатлениями об ушедшем лете и летних каникулах.
Текст «В гостях у бабушки в селе» Словарный диктант Грамматический материал:
Глаголы переходные и непереходные. Прошедшее время глагола
Задания, направленные на контроль усвоения лексического материала, умения вести в
парах диалог- расспрос, контроль умений и навыков чтения и монологической речи по
теме главы
Новый учебный год – новые успехи Режим дня.
Мои школьные друзья.
Новые предметы новые знания. Грамматический материал: Причастие настоящего
времени.
Коста – славный сын Осетии. Коста-поэт. Коста-художник.
15 октября - любимый праздник народа. Цитаты о значении творчества Коста, диалоги
«Впервые в Осетии», «В Наре» (обмен мнениями, знакомство друг с другом).
Текст «Коста-художник».
Золотая осень. Осенний двор.
Кочысаты М. «Хатгай ма хуры цӕст»… Определенные и неопределенные.
Настала осени пора… Осенняя сказка.
Дары осени. Текст «Осень».
Аудиотекст «Хур бӕлас».
Кайтуков Геор «Райгуырӕн бӕстӕ». Уарзын дӕ, Ирыстон.
Ивгъуыды бӕлас.
Славные деяния наших предков; сторожевые башни и крепости; прошлое. Осетии;
исторические памятники; святилища: роща Хетага.
Грамматический материал Глагольные приставки ӕр-, ра-.
Прошлое Осетии; исторические памятники; святилища: Реком, Дзывгъисы кувæндон.
Грамматический материал Глагольные приставки ны-, с-.
Афоризмы Анахарсиса. Аудиотекст «Дзлаты мæсыг». Грамматический материал
Глагольные приставки ӕрба-, фӕМир животных: чудеса природы; хитрая белка; животные – друзья человека.
Мини-тексты о животных.
Интересные факты из жизни животных.
Пословицы о труде. Текст о труде .
Диалоги. Аудиоматериал. Разбор лексики.
Аудиоматериал.
Новая лексика по теме с примерами.
Текст «Ирыстоны æрдз».
Памятка об образовании, употреблении отрицательных местоимений.
Упражнение, нацеленное на тренировку в употреблении правильной формы
отрицательных местоимений.
Текст «Кавказ».
Поэтические тексты «Суадон», «Адæймаг
– æрдзы хай»
Тексты «Ирыстоныл балц», «Цъæйы цъити».
Грамматика
Частицы ма и нæ.
«Бахъахъхъæнæм æрдз». Аудиотекст «Терк-Кавказы фидауц» Чтение диалога по
ролям.
Памятка о значении и употреблении отрицательных частиц.
Грамматика
Прилагательные, образованные суффиксальным способом.
Текст «Уæрæсе».
Составление ответов на вопросы при помощи географической карты.
Тексты «Кавказ-зæххон цивилизацийы артдзæст», «Задалесчы Нана» Аудиотекст
«Райгуырæн бæстæйы сæрвæлтау».
Тексты. «Зимняя природа», «Природа проснулась», «Зæххы лæвæрттæ»,
«Æдылы къоппа», «Æрдзы диссæгтæ». Заполнение таблицы.
Дополнение диалога.
Текст с пропусками. Контроль усвоения лексики.
Памятка о каузативной форме глагола.
Тексты «Чысиаты Гæси», «Хъаныхъуаты Бола», «Спортивон хъæзтытæ» Прослушивание
аудиоматериала.
Тексты «Ватиканы паддзахад», «Фурдты дуне», «Географийы урочы»
«Мысираг фараонты пирамидæтæ». Дополнение предложений по тексту. Составление
плана к тексту.
Ролевые игры. Чтение диалога по ролям.
Тексты «Майы бæрæгбон»,
«Фыццæгæм май – фæллой, уалдзæг, сæрибардзинады бæрæгбон».
Новая лексика по теме.
Тексты «Дæсныйæдтæй ахсджиагдæр кæцы у?», «Тугъанты Махарбег»,
«Дунейы артист». Заполнение таблицы.
Пересказ с заменой первого лица третьим с глаголами настоящего времени
Упражнения на повторение пройденного лексического и грамматического материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод
и
законных
интересов
других
людей,
активное
участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях, написанных
на осетинском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на осетинском языке;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтѐрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка в
жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре своего
народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к
достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях,
уважение
к
символам
России,
государственным
праздникам,
историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать
своѐ
поведение,
в
том
числе
речевое,
и
поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций
и
народного
творчества,
стремление
к
самовыражению
в разных видах искусства;
5) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
осознание
ценности
жизни
с
опорой
на
собственный
жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на осетинском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе
применения
изучаемого
предметного
знания
и
ознакомления
с
деятельностью
филологов,
журналистов,
писателей,
уважение
к
труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории
образования
и
жизненных
планов
с
учѐтом
личных
и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач
в
области
окружающей
среды,
планирования
поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей
среде,
в
том
числе
сформированное
при
знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной
сред,
готовность
к
участию
в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой,
навыками
чтения
как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
9) адаптации
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного
поведения,
форм
социальной
жизни
в
группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределѐнности, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность
формулировать
идеи,
понятия,
гипотезы
об
объектах
и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетенций, планировать своѐ развитие;
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества
и
экономики,
оценивать
свои
действия
с
учѐтом
влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать
ситуацию
стресса,
корректировать
принимаемые
решения
и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное
в
сложившейся
ситуации;
быть
готовым
действовать
в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно
выбирать
способ
решения
учебной
задачи
при
работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделѐнных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в
устной монологической речи и в письменных текстах на осетинском языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному
речевому опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
понимать коммуникативную цель говорящего;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать
информацию;
переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание,
повествование, рассуждение), с опорой на ключевые слова, вопросы, план;
зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать
основное содержание текстов;
писать на осетинском языке с учѐтом изученных правил;
создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;
писать с опорой на образец личное письмо, выражать пожелания;
осознавать сходство и различие в речевом этикете осетинского и русского народов;
правильно произносить все звуки осетинского языка;
анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания
слова;
определять гармонию гласных звуков в осетинских словах;
учитывать закон сингармонизма при словоизменении и словообразовании;
знать правила постановки ударения в осетинских словах;
определять лексическое значение слова;
выполнять фонетический анализ слова;
различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;
использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова;
опознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться ими в собственной речи;
опознавать фразеологизмы и понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств;
использовать в собственной речи фразеологизмы;
использовать необходимую информацию из фразеологического словаря;
различать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
наречие, местоимение);
характеризовать обще-категориальное значение, морфологические признаки
и синтаксическую роль частей речи;
определять принадлежность слова к определѐнной части речи по его лексико-грамматическому
значению, морфологическим и синтаксическим признакам;
группировать части речи по заданным морфологическим признакам;
распознавать части речи по способу образования;
распознавать и употреблять в речи нарицательные и собственные имена существительные;
изменять имена существительные по падежам и числам;
определять падежные формы существительных и употреблять в речи;
распознавать и употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;
осознавать особенности имени прилагательного в осетинском языке
по сравнению с русским языком;
образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их
в речи;
проводить морфологический анализ существительного и прилагательного;
применять знания и умения по морфологии в практике письма;
распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;
распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые, разделительные,
собирательные, дробные);
согласовывать в речи и на письме числительные с существительными;
проводить морфологический разбор числительного;
образовывать степени сравнения наречий, использовать их в речи;
образовывать наречия разными способами;
распознавать наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели
употреблять их в речи;
проводить морфологический разбор наречий;
распознавать личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределѐнные
местоимения;
правильно употреблять местоимения в речи без аффиксов принадлежности
и с аффиксами принадлежности;
изменять местоимения по падежам и числам;
употреблять в речи падежные формы местоимений;
проводить морфологический разбор местоимений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и Количество часов
тем программы
всег контрольные
о
работы
1.1.
Улæфты рæстæг.
Каникултæ.
8
практические
работы
8
•Хъæлдзæг бинонтæ.
•Æнгом бинонтæ цард
арынц.
•Дыргъдоны
•Фæлмæн ныхас дурмæ
дæр хъары.
•Сосланы фыстæг
•Æз æмæ мæ хæлæрттæ
•Гыццыл æфсинтæ
Фæлхат кæнæм иумæ.
1.2.
1.3.
Бацæуæн контролон
куыст
Скъола.
•Ног ахуыры азы – ног
æнтыстытæ!
•Æвзæр бæрæггæнæн.
•Боны фæтк.
Ахуыргæнæн
1
6
1
6
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы Электронные
(цифровые)
контроля
образовательные
ресурсы
Укажите
дату!
- воспринимать на слух
тексты в исполнении учителя,
учащихся;
- сравнивать свои ответы с
ответами одноклассников,
оценивать своѐ и чужое
высказывание;
- инсценировать встречу
одноклассников после летних
каникул;
- находить ключевые слова в
тексте.
- осмысленно выбирать
способы и приемы действий
Устный опрос
Практическая
работа
Индивидуальная работа
Тестирование
Письменная
работа
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
выполнения учебного
задания;
- осознанно, правильно,
выразительно читать вслух;
- слушать и слышать других,
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
- высказывать и обосновывать
свою точку зрения.
предметтæ.
•Дыууæ хæлары.
•Ног предметтæ – ног
зонындзинæдтæ.
Фæлхат кæнæм иумæ.
1.4.
1.5.
1.6.
Контролон урок
•Къоста – Иры уарзон
хъæбул.
•Къостайы стъалы.
•Дæ кад мыггагмæ у
цæринаг.
•Зæххыл дын нал баззад
кæнинаг.
Дæ мæсыг амайын
фæдæ…
•Къоста - нывгæнæг.
Афæдзы афонтæ
1.Æрдзы ивддзинæдтæ
•Хатгай ма хуры цæст
ферттивы дардæй…
•Сыфтæртæ фезгъæлынц
зæхмæ…
•Фæззæг ралæууыдис йæ
1
Индивидуальная работа
1
https://iron-do.ru/
Тестирование
Письменная
работа
5
5
- читать выразительно
Устный опрос
литературные произведения,
Практическая
используя интонацию, паузы, работа
темп;
- читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- составлять план текста;
делить текст на части,
озаглавливать каждую часть,
выделять опорные слова,
определять главную мысль
произведения.
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
5
5
- осознанно, правильно,
выразительно читать вслух;
- читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- сравнивать свои ответы с
ответами одноклассников,
оценивать своѐ и чужое
высказывание;
- высказывать и обосновывать
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалыhttps://ironau.r
u/skola.html
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
рады.
свою точку зрения.
•Диссаджы хур бæлас.
2. Фæлхат кæнæм иумæ
1.7.
1.8.
Рацыд æрмæг
рафæлхатын.
2
2
15
15
-сравнивать свои ответы с
ответами одноклассников,
оценивать своѐ и чужое
высказывание;
-высказывать и обосновывать
свою точку зрения.
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Устный опрос
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
•Ивгъуыды бæлас.
-воспринимать учебный текст: Практическая
определять цель,
работа
конструировать алгоритм
выполнения учебного
задания;
•Ирыстоны историон
цыртдзæвæнтæ.
-находить ключевые слова в
тексте
•Зонӕм нӕ истори.
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
Ирыстон
•Уарзын дæ Ирыстон!
•Хорз ӕмгар зын сахат
сбӕрӕг вӕййы.
•Нӕ фыдӕлты цардӕй.
•Хетӕджы къох.
•Нæ уарзон кувæндæттæй
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
иу.
•Адæмон бæрæгбон.
•Фӕлтӕр фӕлтӕрӕн йӕ
фарн уадзы.
•Хистӕр кӕстӕрӕн
фӕндагамонӕг у.
•Дзывгъисы кувӕндон.
•Уазӕгуаты ивгъуыдмӕ.
•Дзлаты мӕсыг.
•Цӕмӕн уарзӕм нӕ
райгуырӕн зӕхх?
Контролон куыст
1
1.15. •Диссаг у, æвæдза æрдз…
5
1.9.
•Хинæйдзаг тыртына.
•Æхсæрæг æхсæрыл
æхсыны æхсæртæ.
•Æмбаргæ цæрæгой.
•Фæлхат кæнæм иумæ.
1
5
Индивидуальная работа
Письменная
работа
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части;
отвечать на вопросы,
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
1.16. Контролон урок
•Раст æмбисонд зæрдæмæ
хъары.
•Алцæмæн дæр – афон.
•Зымæг митæй фидауы.
•Радзурæм нæхи тыххæй.
•Фæнды нæ бирæ зонын!
•Куыстæн йæ сæр сындз
у, йæ бын та – сой.
•Аланы уæгъд рæстæг.
•Чысыл уæлахиз.
•Мах дзурæм æгъдауыл.
1.15. Контролон урок
Ирыстон
•Хуыцауы зæхх.
•Хæххон бæстæ – нæртон
бæстæ.
1
1
9
9
1
4
1
4
Индивидуальная работа.
Тестирование
Письменная
работа
.
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Индивидуальная работа.
Тестирование
Письменная
работа
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
выполнения учебного
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
•Хæхты зæлтæ-амонды
зæлтæ.
•Кавказ – дзæнæтон ран.
Ирыстон.
1.16. •Адæймаг-æрдзы хай.
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
5
- воспринимать учебный
Устный опрос
текст: определять цель,
Практическая
работа
конструировать алгоритм
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
2
2
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
•Кавказ – уазæгуарзаг
зæхх.
•Цъæйы цъити.
•Зонут æрдз
хъахъхъæнын!
•Уæрæсе-дунейы стырдæр
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
5
•Кавказы фидауц.
1.17. Уæрæсе
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
Устный опрос
Практическая
работа
паддзахад.
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
•Райгуырæн бæстæ
зынаргъ у.
Индивидуальная работа.
Тестирование
Письменная
работа
1.18. Контролон урок
1
1.19. Кавказ-зæххон
1
1
- воспринимать учебный
Устный опрос
текст: определять цель,
Практическая
конструировать алгоритм
работа
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
1
1
- воспринимать учебный
1
цивилизацийы рагондæр
артдзæст.
1.20. Задалесчы Нана.
Устный опрос
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1. «Осетинский язык» –
1.21. Нывæцæн «Райгуырæн
ралӕууыдис уалдзӕг.
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
2
2
- воспринимать учебный
Устный опрос
текст: определять цель,
Практическая
конструировать алгоритм
работа
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
5
5
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
выполнения учебного
задания;
Устный опрос
Практическая
работа
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
бæстæйы сæраппонд»
1.22. •Райхъал ис ӕрдз-
текст: определять цель,
Практическая
конструировать алгоритм
работа
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
•Зӕххы лӕвӕрттӕ.
•Зайӕгойты дуне.
•Алцы зонын дæр хорз у.
•Оуу, мæнæ Царциаты
диссæгтæ!
1.23. Спорт
5
5
•Спорт адæймагыл
базыртæ садзы.
•«Адæймаг хох»
•Спорты хорзæх –
æнæниздзинад.
•Олимпаг хъæзтытæ.
•Спортивон хъæзтытæ.
1.25. Контролон урок
1
1.26. Ватиканы паддзахад.
1
1
1
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
- воспринимать учебный
Устный опрос
текст: определять цель,
Практическая
конструировать алгоритм
работа
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
1. «Осетинский язык» –
учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
Индивидуальная работа
Тестирование
Письменная
работа
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
выполнения учебного
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.27. Фурдты дуне
1
1
- воспринимать учебный
Устный опрос
текст: определять цель,
Практическая
конструировать алгоритм
работа
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.28. •Балц дунейыл.
2
2
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
•Диссӕгты дуне.
1.29. Адӕм, бӕстӕтӕ,
•Фæллой, уалдзæг æмæ
сабырдзинады бæрæгбон.
•Æппæтдунеон бæрæгбон.
•Бæлас йæ къалиутæй
фидауы, лæг – йæ
бинонтæй.
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
2
2
- воспринимать учебный
Устный опрос
текст: определять цель,
Практическая
конструировать алгоритм
работа
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалыhttps://ironau.r
u/skola.html
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
4
4
- воспринимать учебный
текст: определять цель,
конструировать алгоритм
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
Устный опрос
Практическая
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
ӕгъдӕуттӕ.
1.30. •Уалдзыгон бӕрӕгбӕттӕ
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
1.31. Сӕ дӕсныйадӕй кад
1
1
- воспринимать учебный
Устный опрос
текст: определять цель,
Практическая
конструировать алгоритм
работа
выполнения учебного
задания;
-находить ключевые слова в
тексте;
-читать про себя: осознавать
прочитанный текст, выделять
в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы,
используя текст;
- слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
2
2
Устный опрос
Практическая
работа
Тестирование
скодтой сӕ адӕмӕн.
1.32
Уӕ зонындзинӕдтӕ
равдисут!
Афæдзы кæроны
контролон куыст
Контролон урок
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
102
2
Индивидуальная работа
Письменная
работа
1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.htm
l
2. Цифровая
образовательная среда
осетинского языка.
https://iron-do.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Бибаты М.Б. Ирон æвзаг: Ахуыргæнæн чиныг 7 къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы
ахуыргæнинæгтæн). – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2021. – 156 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка Медиа-Полис,
2012.- 336 с.
2. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
3. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
4.Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии в обучении осетинскому языку: Методическое пособие
/ Ф.А.Майрамукаева. – Владикавказ: ГБОУ ДПО СОРИПКРО, 2021. – 87 с.;
5. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты: Ахуырадон-методикон
пособи.-Джæуджыхъæу, 2021. – 87 ф.
6.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Бæрзæфцæгhttps://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html
8. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
9. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
10. mahdug.ru Литературный журнал "Мах дуг"
11. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
12. http://iratta.com
13. Цифровая образовательная среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проведение занятий по дисциплине осуществляется в стандартных учебных классах
общеобразовательных организаций.
В образовательном процессе используются:
учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска;
интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс мультимедийного
оборудования;
компьютерный класс с выходом в Интернет.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
учебная доска, интерактивная доска и стационарный или
мультимедийного оборудования;
компьютерный класс с выходом в Интернет.
переносной
комплекс