МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
АМС Моздокского района
МБОУ ООШ станицы Ново-Осетинской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Государственный язык республики Российской Федерации»
для 4 класса начального общего образования
на 2025/2026 учебный год
Составитель:Бадриева Фатима Казбековна,
учитель родного(осетинского)языка и литературы
Станица Ново-Осетинская, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)»
Специфика предмета «Осетинский язык (как второй)» деятельностный характер и
коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными
областями – открывает большие возможности для развития языковой личности младшего школьника,
способного к общению на двух государственных языках республики: русском и осетинском.
Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе способствует
осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к гражданскому
обществу России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в условиях диалога
и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных культур. Обучение
осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных действий.
Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся овладевать знаниями,
самостоятельно работать над языком, что служит основой для последующего саморазвития и
самосовершенствования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Осетинский язык (как второй)». Программа ориентирована на сопровождение и
поддержку курса осетинского языка, входящего в предметную область «Родной язык и литературное
чтение».
Содержание предмета «Осетинский язык (как второй)» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении осетинского языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней.
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме; языковые
навыки (фонетические, лексические, грамматические); социокультурная осведомленность;
универсальные учебные действия.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ (КАК ВТОРОЙ)»
Общей целью обучения осетинскому языку в начальных классах является формирование
элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в
четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих
целей:
• учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с учѐтом
речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и
письменной (чтение и письмо) формах;
• образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского и
осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами художественной
литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к представителям различных
национальностей;
• развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в изучении
осетинского языка;
• воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства патриотизма,
и разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 4 классе рассчитано на общую
˖учебную нагрузку в объѐме 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 4 КЛАССЕ ˖
Ногæй та скъоламæ!
Нæ бинонтæ.
Нæ буц хистæртæ.
Нæ хæдзар.
Рагон ирон хæдзар.
Нæхи Къоста.
Бæркадджын фæззæг.
Ме ’мкъласонтæ.
Сырддоны.
Цы ис хуыздæр каникултæй!
Кафейы.
Афтечы.
Адæймаг йæ хорз хъуыддæгтæй фидауы.
Æгас нæм цу, зымæг!
Зымæгон æрдз.
Адæймаджы фæзминаг миниуджытæ.
Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?
Кæрæдзийæн аргъ кæнын хъæуы.
Лæппу хъуамæ лæджы митæ кæна.
Нæ бæстæ хъахъхъæнæджы бон.
Уалдзыгон рæсугъддæр бæрæгбон.
Рагуалдзæг.
Уалдзæджы та нæм æртахтысты цъиутæ.
Уалдзæг бацыди йæ рады.
Уалдзыгон хур алкæйдæр рæвдауы.
Хорздзинад ракæнын алкæй бон дæр у.
Хистæрты коммæ кæсын хъæуы.
Царды мидæг хорз хъуыддæгтæ кæнын хъæуы.
Хицæй æппæлын хорз нæу.
Ногæй та каникултæ!
Фæлхат кæнæм. Цы зонæм, уый бæрæг кæнæм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами
представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается
всей совокупностью учебных предметов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Осетинский язык (как второй)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
осетинского языка, отражающего историю и культуру страны;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и
родной край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к
истории и культуре других народов;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности осетинского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения на осетинском языке;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению осетинского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых
потребностей и возможностей младшего школьника;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и
речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению осетинского языка;
• овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического
комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.).
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в начальной школе является
развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности, формирование языковых
навыков, развитие социокультурной осведомленности.
Виды речевой деятельности
Говорение: вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос
(односторонний и двусторонний), диалог-обмен мнениями, суждениями), диалог-побуждение к
действию (объем диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны); • кратко описывать
и характеризовать предмет, картинку, персонаж; • рассказывать о себе, своей семье, друге, школе,
родном крае, стране и т.п. в пределах тематики начальной школы (объем монологического
высказывания – 6-7 фраз).
Аудирование: понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные высказывания учителя,
построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале как
при непосредствен ном общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста на уровне
значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста); • понимать основную информацию
услышанного текста; • извлекать конкретную информацию из услышанного текста; • понимать
детали текста;• вербально или невербально реагировать на услышанное.
Чтение: владеть техникой чтения, т.е. научиться читать: • соотносить графический образ
осетинского слова с его звуковым образом; • с помощью (изученных) правил чтения и с правильным
словесным ударением;• написанные цифрами слова, обозначающие время, количественные и
порядковые числительные и даты;• с правильным логическим и фразовым ударением простые
нераспространенные
предложения;
основные
коммуникативные
типы
предложений
(повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);• с определенной
скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться: • читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и
понимание необходимой (запрашиваемой) информации;• читать и понимать содержание текста на
уровне значения, т.е. суметь на основе понимания взаимоотношений между членами простых
предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
Письмо: правильно списывать; выполнять лексико-грамматические упражнения; делать подписи к
рисункам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и Количество часов
Дата
тем программы
изучения
всего контроль практиче
ные
ские
работы
работы
Виды деятельности
Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
Образовательные
ресурсы
Раздел 1.
1.1.
1.2.
Ногæй та скъоламæ!
Нæ бинонтæ.
3
3
3
3
Укажите
период
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Систематизировать лексику по теме.
Составлять словосочетания,
используя новую лексику.
Рассказывать о себе, о проведенных
летних каникулах.
Выслушивать сообщение собеседника и
выражать эмоциональную оценку этого
сообщения.Воспринимать на слух текст
стихотворения.
Выразительно читать стихотворение.
Читать диалогический текст с
полным пониманием его
содержания.
Выполнять тест по
контролю его содержания.
Составлять из группы слов
предложения.
Воспринимать на слух пословицу и
анализировать ее.Разучивать
песню «Скъоламæ» и исполнять ее.
Решать кроссворд по теме «Школьные
принадлежности».
Устный опрос
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
Устный опрос
http://nslib.tmweb.ru/
http://ossetians.com/ru
1. "Осетинский язык" https://ironau.ru/skola.ht
2. Цифровая образова
https://iron-do.ru/
iratta.com https://ironau.
использовать их при чтении ив речи.
Читать текст с полным пониманием
содержания и уметь отвечатьна вопросы.
Выполнять тестовое задание с целью
проверки пониманияпрочитанного.
Рассказывать о своей семье.
Воспринимать на слух пословицу и
анализировать ее. Решать кроссворд по теме
«Семья».
Выполнять упражнения в рабочей тетради по
заданию учителя.Моделировать диалоги по
аналогии.
1.3.
Нæ буц хистæртæ.
3
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Рассматривать иллюстрации о профессиях и
составлять диалогипо аналогии.
Составлять из группы слов предложения.
Воспринимать на слух скороговорку в записи на
диске и разбиратьее.
Читать монологический текст с полным
пониманием содержания.Придумывать
заголовок к тексту.
Выполнять тестовое задание с целью
проверки пониманияпрочитанного.
Давать ответы на вопросы по
содержанию текста.
Высказывать свое мнение о
заботе о старших.
Объяснять ребусы по теме.
Выполнять упражнения в рабочей тетради по
заданию учителя.Моделировать диалоги по
аналогии.
Практическая
работа
https://ironau.ru/skola.ht
1.4.
Нæ хæдзар.
3
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении и в речи.
Читать монологический текст с
полным пониманием. Давать ответы на
вопросы по содержанию текста.
Устный опрос
https://ironau.ru/skola.ht
Дополнять предложения диалога по
теме «Мой дом». Читать
диалогический текст с полным
пониманием. Давать ответы на
вопросы по содержанию текста.
Описывать строения в горах.
Пользоваться памяткой о спряжении
глагола в настоящемвремени.
Составлять предложения из группы слов.
Выполнять упражнения из учебника и
рабочей тетради позаданию учителя.
Моделировать диалоги по аналогии.
1.5.
1.6.
Рагон ирон хæдзар
Нæхи Къоста.
3
3
3
3
Укажите
период
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Пользоваться памяткой об употреблении
глаголов в настоящем ипрошедшем временах.
Составлять предложения из группы слов.
Выполнять задание по
словообразованию по алгоритму.
Читать диалогический текст с
полным пониманием.
Выражать свое мнение о прочитанном.
Выполнять тестовое задание с целью
проверки пониманияпрочитанного.
Находить в тексте эквиваленты
русских предложений.Объяснять
ребусы по теме.
Воспитывать чувство гордости, любви,
уважения к предкамосетинского народа.
Выполнять упражнения в рабочей тетради по
заданию учителя. Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Воспринимать на слух тексты
стихотворений. Отвечать на вопросы по
содержанию стихотворений. Выражать
свое мнение о значении Коста в жизни
осетинскогонарода.
Выразительно читать стихотворения.
Выбирать проект, намечать план и этапы
работы над ним.Читать монологический
текст с полным пониманием.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Слушать сообщение собеседника,
выражать эмоциональнуюоценку этого
сообщения.
Воспитывать гордость, уважение и любовь к
великому Коста. Выполнять упражнения в
рабочей
тетради
по
заданию
учителя.
Моделировать диалоги по аналогии.
1.7.
1.8.
Бæркадджын фæззæг.
Фæлхат кæнæм.
3
2
3
2
Укажите
период
Укажите
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Воспринимать на слух тексты
стихотворений. Дополнять
предложения по содержанию
стихотворений.
Давать краткие и развернутые ответы на
вопросы по содержаниюстихотворений.
Выразительно читать стихотворения.
Воспринимать на слух монологический
текст описательногохарактера.
Читать монологический текст описательного
характера с полнымпониманием содержания.
Придумывать заголовок
к тексту. Рассказывать
об осени (монологописание).
Выполнять упражнения в рабочей тетради по
заданию учителя. Моделировать диалоги по
аналогии.
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Устный опрос
1.9.
Цы зонæм,
кæнæм.
уый
бæрæг 1
1
период
Письменная
работа
Укажите
период
Письменная
работа
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
1.10. Ме ’мкъласонтæ.
1.11. Сырддоны.
3
3
3
3
Укажите
период
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Читать текст-полилог с полным пониманием.
Выполнять самостоятельно тест по контролю
содержания текста.Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Слушать сообщение собеседника,
выражать эмоциональнуюоценку этого
сообщения.
Воспринимать на слух песню «Сабиты зарæг»
в записи на диске.Читать текст песни друг
другу вслух.
Разучивать песню и исполнять ее.
Выполнять упражнения в рабочей тетради по
заданию учителя. Моделировать диалоги по
аналогии.
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Читать с полным пониманием текст
диалогического характера.Находить в
тексте нужную информацию.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста. Выполнять
тест по контролю содержания
текста. Рассказывать о том, каких
зверей ты видел в зоопарке.
Систематизировать предложения
по тексту.
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
Практическая
работа
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Выполнять упражнения в рабочей тетради по
заданию учителя.Вести двусторонний диалограсспрос по теме «В зоопарке».
1.12.
Цы ис хуыздæр
каникултæй!
1.13. Кафейы.
3
3
3
3
Укажите
период
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал со
скороговоркой.
Вводить новую лексику и тренироваться в
правильномупотреблении в речи.
Тренироваться в произношении и
правописании кавказских букв. Составлять
предложения из данных слов.
Читать текст диалогического характера и
выполнять различныезадания по контролю
понимания его содержания.
Воспринимать на слух текст песни «Алол-лай» в записи надиске.
Давать краткие ответы на вопросы по
содержанию текста песни.Разучивать песню
«А-лол-лай» и исполнять ее.
Участвовать в игре «Образуй новое слово».
Выполнять упражнения из учебника и
рабочей тетради позаданию учителя.
Моделировать диалоги по аналогии.
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Тренироваться в употреблении новой
лексики в диалоге поролям с заменой
отдельных реплик
Читать текст диалогического характера с
полным пониманием,осуществлять поиск
информации в тексте при выполнении
тестового задания.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Тренироваться в употреблении глагола в
настоящем, прошедшеми будущем временах.
Изучать памятку об образовании
части слова – корень.Закреплять
грамматический материал.
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Выполнять упражнения из учебника и
рабочей тетради позаданию учителя.
Вести диалог-расспрос по теме «В кафе».
1.14. Афтечы.
3
1.15. Адæймаг
йæ
хорз 3
хъуыддæгтæй фидауы.
3
3
Укажите
период
Укажите
период
Совершенствовать фонетические
умения и навыки, используя
аудиоматериал по теме. Вводить
новую лексику и тренироваться в
правильномупотреблении в речи.
Читать текст диалогического характера с
полным пониманием.Придумывать
заголовок к тексту.
Осуществлять поиск информации в тексте при
выполнениитестового задания.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста. Находить в
тексте эквиваленты русских
предложений.
Изучать памятку об образовании части слова –
приставка. Тренироваться в закреплении
грамматического материала. Выполнять
упражнения из учебника и рабочей тетради
позаданию учителя.
Вести диалог-расспрос по теме.
Практическая
работа
Воспринимать на слух текст стихотворения в
записи на диске иповторять за диктором,
обращать внимание на интонацию.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Читать текст диалогического характера с
пониманием основногосодержания.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Находить в тексте
нужную информацию.
Выполнять тестовое задание с целью
проверки пониманияпрочитанного.
Изучать памятку об образовании части
слова – суффикс. Тренироваться в
закреплении грамматического
материала. Составлять предложения из
группы слов.
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Выполнять упражнения из учебника и
рабочей тетради позаданию учителя.
Моделировать диалоги по аналогии.
1.16. Æгас нæм цу, зымæг!
3
3
Укажите
период
1.17. Фæлхат кæнæм.
2
2
Укажите
период
Устный опрос
Укажите
период
Письменная
работа
1.18. Цы зонæм,
кæнæм.
уый
бæрæг 1
1
Воспринимать на слух стихотворения в записи
на диске. Отвечать на вопросы по
стихотворениям. Выразительно читать
стихотворения.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Тренировать в речи
употребление антонимов.
Составлять предложения
из группы слов.
Выполнять упражнения в рабочей тетради
по заданию учителя.Беседовать о зимних
забавах детей.
Вести диалог-расспрос по теме «Времена года».
Выполнять контрольную работу по изученным
темам.
Устный опрос
Практическая
работа
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
1.19. Зымæгон æрдз.
3
3
Укажите
период
Воспринимать на слух текст стихотворения в
записи на диске иповторять за диктором,
обращать внимание на интонацию.
Работать над усвоением новой лексики и
закреплять ее в речи.Анализировать
рисунки и сделать вывод о единственном и
множественном числах имени
существительного.
Практическая
работа
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Тренироваться в закреплении
грамматического материала.Читать
текст с пониманием основного
содержания.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Выполнять тестовое задание с целью
проверки пониманияпрочитанного.
Изучать памятку об изменении имѐн
существительных попадежам.
Выполнять упражнения из учебника и
рабочей тетради позаданию учителя.
Моделировать диалоги по аналогии.
1.20.
Адæймаджы
фæзминаг
миниуджытæ.
3
1.21. Цы у хорз æмæ цы у æвзæр? 3
3
3
Укажите
период
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме с
пословицей.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи. Читать
текст диалогического характера с пониманием
основного содержания. Отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Выполнять тестовое задание с целью
проверки пониманияпрочитанного.
Изучать памятку о вопросах
именительного падежа имени
существительного. Тренироваться в
закреплении грамматического
материала. Составлять предложения,
заменяя картинки новой лексикой.
Выполнять упражнения в рабочей
тетради по заданию учителя.
Моделировать диалоги по аналогии.
Устный опрос
Воспринимать на слух текст стихотворения в
записи на диске иповторять за диктором,
обращать внимание на интонацию.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Читать текст и выполнять различные
задания по контролюпонимания его
содержания.
Рассказывать об одном из
персонажей рассказа.
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
Анализировать пословицу по
теме.
Изучать памятку о вопросах родительного
падежа именисуществительного.
Тренироваться
в
закреплении
грамматического материала. Выполнять
упражнения из учебника и рабочей
тетради позаданию учителя.
Вести диалог-обмен мнениями по
теме «Цы у хорз æмæ цы у
æвзæр?»
1.22.
Кæрæдзийæн аргъ кæнын
хъæуы.
3
3
Укажите
период
Совершенствовать
фонетические умения и
навыки, используя
аудиоматериал по теме со
скороговорками.
Познакомиться с новыми
словами, использовать их при
чтении и в речи. Определять
значение слова с помощью
анализа по
словообразовательным
элементам.
Вести диалог-расспрос с применением
правил поведения вобщественных
местах.
Читать текст сказки диалогического
характера с полнымпониманием.
Отвечать на вопросы по
содержанию текста сказки.
Читать сказку по ролям.
Делать выводы о правильном поведении в
общественных местах.Изучать памятку о
вопросах и окончаниях дательного падежа
имени существительного.
Тренироваться в закреплении
грамматического материала. Тренироваться
в нахождении подлежащего и сказуемого.
Выполнять упражнения в рабочей тетради
по заданию учителя.Вести диалог
этикетного характера по аналогии.
Устный опрос
iratta.com
https://ironau.ru/skola.ht
1.23. Лæппу хъуамæ
митæ кæна.
1.24
лæджы 3
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Читать текст диалогического характера,
осуществлять поискинформации в тексте
при выполнении тестовых заданий.
Находить в тексте эквиваленты
русских предложений.Высказывать
свое мнение по поводу
прочитанного.
Изучать памятку о вопросах и окончаниях
отложительногопадежа имени
существительного.
Тренироваться
в
закреплении
грамматического материала. Выполнять
упражнения из учебника и рабочей
тетради позаданию учителя.
Вести диалог – обмен мнениями по теме
«Лæппу хъуамæ лæджымитæ кæна».
Практическая
работа
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
Нæ бæстæ хъахъхъæнæджы 3
бон.
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Читать тексты ознакомительного
характера с переводом.Отвечать на
вопросы по содержанию текстов.
Воспитывать гордость за своих
земляков – героев.
Воспринимать на слух песню в
записи на диске. Разучивать
песню «Æфсадмæ» и исполнять
ее.
Высказывать свое мнение по поводу
прочитанного.
Изучать памятку о вопросах и окончаниях
направительногопадежа имени
существительного.
Тренироваться
в
закреплении
грамматического материала. Выполнять
упражнения из учебника и рабочей
тетради позаданию учителя.
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
Моделировать диалоги
по аналогии.
1.25. Уалдзыгон
бæрæгбон.
1.26.
Рагуалдзæг.
рæсугъддæр 3
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться
с
новыми
словами,
использовать их при чтении ив речи.
Воспринимать на слух тексты стихотворений
«Мад» и «Гыццимæ» в записи на диске и
повторять за диктором, обращать внимание на
интонацию.
Отвечать на вопросы по стихотворениям.
Выполнять творческое задание на
сообразительность.Составлять
предложения из группы слов.
Изучать памятку о вопросах и окончаниях
внешнеместногопадежа имени
существительного.
Тренироваться
в
закреплении
грамматического материала. Выполнять
упражнения из учебника и рабочей
тетради позаданию учителя.
Вести диалог-расспрос по теме «8 Марта».
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
3
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Воспринимать на слух стихотворение
«Уалдзæг » в записи надиске и повторять за
диктором, обращать внимание на интонацию.
Читать текст сказки познавательного
характера «Хур æмæ Дымгæ» с переводом.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Выполнять тестовое задание с целью
проверки пониманияпрочитанного.
Воспринимать на слух текст песни «Дымгæ»
в записи на диске.Разучивать песню и
исполнять ее.
Изучать памятку о вопросах и окончаниях
союзного падежаимени существительного.
Тренироваться
в
закреплении
Практическая
работа
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
грамматического материала. Выполнять
упражнения из учебника и рабочей
тетради позаданию учителя.
Моделировать диалоги по аналогии.
1.27. Уалдзæджы
та
æртахтысты цъиутæ.
нæм 3
3
Укажите
период
2
2
Укажите
период
Устный опрос. https://sogpi.org/ru/%D0
Практическая
%D0%B0-%D0%AE%D
работа
Укажите
период
Письменная
работа. Тест.
https://disk.yandex.ru/d/T
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
1.28. . Фæлхат кæнæм.
1.29. Цы зонæм,
кæнæм.
уый
бæрæг 1
1.30. Уалдзæг бацыди йæ рады.
3
1
3
Укажите
период
Воспринимать
на
слух
стихотворение
«Уалдзæг» в записи на диске и повторять за
диктором, обращать внимание на интонацию.
Познакомиться
с
новыми
словами,
использовать их при чтении ив речи.
Тренироваться в потребление личных
местоимений в дательномпадеже
единственного числа.
Читать текст диалогического
характера с переводом.
Высказывать свое мнение по
поводу прочитанного. Читать
текст по ролям.
Выполнять тестовое задание с целью проверки
понимания прочитанного. Изучать памятку о
вопросах и окончаниях союзного падежа имени
существительного.
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Воспринимать на слух стихотворение
«Уалдзæг» в записи надиске.
Читать стихотворение друг другу вслух.
Использовать действия на рисунках,
выполнять кроссворд иопределять тему
грамматического материала.
Тренироваться в закреплении
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
грамматического материала.
Воспринимать на слух песню «Уалдзæг»
в записи на диске.Отвечать на вопросы
по тексту песни.
Разучивать песню «Уалдзæг» и исполнять ее.
Выполнять упражнения из учебника и
рабочей тетради позаданию учителя.
Закреплять знания по теме с
помощью диалога-расспроса.
1.31. Уалдзыгон хур алкæйдæр 3
рæвдауы.
3
Укажите
период
1.32. Хорздзинад
ракæнын 3
алкæй бон дæр у.
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Работать над усвоением новой лексики и
закреплять ее в речи.Изучать памятки о
глаголах прошедшего времени и их
спряжении. Тренироваться в закреплении
грамматического материала. Читать текст
диалогического характера, осуществлять
поискинформации в тексте при
выполнении тестовых заданий.
Пересказывать текст, используя вопросы по
тексту.
Составлять и писать небольшой рассказ по
картинкам, используяв качестве опоры
ключевые слова и словосочетания.
Моделировать диалоги по аналогии.
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Изучать памятки о глаголах в будущем
времени и их спряжении.Тренироваться в
закреплении грамматического материала.
Читать текст познавательного характера и
осуществлять поискинформации в тексте с
помощью вопросов.
Высказывать свое мнение по поводу
прочитанного. Выполнять тестовое
задание с целью проверки понимания
прочитанного.
Выполнять упражнения из учебника и рабочей
тетради по заданию учителя. Вести диалог-
Практическая
работа
https://disk.yandex.ru/d/T
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
расспрос по теме «Хорздзинад ракæнын алкæй
бон дæр у».
1.33. Хистæрты коммæ
хъæуы.
1.34.
Царды мидæг хорз
хъуыддæгтæ кæнын
хъæуы.
кæсын 3
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Работать над усвоением новой лексики и
закреплять ее в речи. Воспринимать на слух
стихотворение «Тæргайгопп» в записи на
диске и повторять за диктором, обращать
внимание на интонацию.Изучать памятку об
изменении глаголов по числам.
Тренироваться в закреплении
грамматического материала. Читать текст
сказки познавательного характера с полным
пониманием и отыскивать нужную
информацию с помощьювопросов по тексту
(поисковое чтение).
Практическая
работа
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
3
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Познакомиться с новыми словами,
использовать их при чтении ив речи.
Воспринимать на слух текст стихотворения
«Уæд ды та?» взаписи на диске.
Систематизировать грамматические
навыки учащихся:изменение
глаголов по лицам, числам и
временам.
Читать текст познавательного характера и
выполнять различныезадания по контролю
понимания его содержания.
Высказывать свою точку зрения о
необходимости в жизнисовершать хорошие
поступки.
Воспринимать на слух песню «Тæргайгæнаг»
в записи на диске.Разучивать песню и
исполнять ее.
Анализировать пословицы по теме:
«Царды мидæг хорзхъуыддæгтæ
кæнын хъæуы».
Выполнять упражнения в рабочей тетради по
заданию учителя. Вести диалог-расспрос по
теме «Царды мидæг хорз хъуыддæгтæкæнын
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
хъæуы».
1.35. Хицæй æппæлын хорз нæу.
3
3
Укажите
период
1.36. Ногæй та каникултæ!
3
3
Укажите
период
Совершенствовать фонетические умения и
навыки, используя аудиоматериал по теме.
Чтение стихотворения – загадки Дауры
«Нымад». Высказывать свое
мнение по поводу прочитанного
(отгадывать загадку).
Работать над усвоением новой лексики и
закреплять ее в речи.Изучать памятку о
порядковых числительных; образовании
порядковых числительных.
Тренироваться в закреплении
грамматического материала. Читать текст
диалогического характера и выполнять
задания поконтролю содержания текста с
помощью вопросов и тестовых заданий.
Читать текст по ролям.
Составлять и писать небольшой рассказ по
картине, используя вкачестве опоры
ключевые слова и словосочетания.
Выполнять упражнения в рабочей тетради по
заданию учителя.Вести диалог – обмен
мнениями по аналогии.
Читать полилог «Ногæй та каникултæ» и
подобрать к немузаголовок.
Высказывать свое мнение по
поводу прочитанного.Отвечать
на вопросы по тексту.
Выполнять тестовое задание с целью
проверки пониманияпрочитанного.
Рассказывать о том, где будут отдыхать на
летних каникулах.Воспринимать на слух
текст «Письмо Зарины».
Отвечать на вопросы по тексту.
Разучивать песню «Ирон лæджы
кадæн» и исполнять ее.Воспринимать
на слух текст «Письмо Таймураза».
Рассказывать о себе по аналогии письма
Таймураза. Выполнять упражнения из учебника
Устный опрос
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
Практическая
работа
https://disk.yandex.ru/d/T
и рабочей тетради позаданию учителя.
1.37
Фæлхат кæнæм.
1.38. Цы зонæм,
кæнæм.
уый
2
бæрæг 1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 102
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
1
Укажите
период
Устный опрос
Укажите
период
Письменная
работа
https://sogpi.org/ru/%D0
%D0%B0-%D0%AE%D
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Къорнаты З., Джыбылаты И.Дзурæм æмæ кæсæм иронау: ахуыргæнæн чиныг 3-æм
къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 130 ф.
2. Къорнаты З., Джыбылаты И.Фыссæм иронау: къухфыст ахуыргæнæн чиныгмæ 3-аг
къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 37 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210
ф.
2. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка МедиаПолис, 2012.- 336 с.
3. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
4. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
5. Сидахъаты А.А. Зæрдылдаринæгтæ райдайæн кълæсты ахуыргæнинæгтæн æххуысæн.
СОРИПКРО. Дзæуджыхъæу.- 2020.- 50 с.
6. Майрæмыхъуаты Ф.А. Грамматикон аргъæуттæ – Дзæуджыхъæу: Олимп.- 2006.- 16 с.
7. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты. Дзæуджыхъæу.
СОРИПКРО. - 2021.- 87 с.
8. Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии на уроках в обучении осетинскому языку.Владикавказ: СОРИПКРО, 2021.- 87 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бæрзæфцæг
https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
8. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
9. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
10. http://iratta.com
11.https://ironau.ru/skola.html
12.https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E
13. https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5Dah9TdQ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийное оборудование; выход в сеть Internet, позволяющие
зонировать образовательное пространство для организации индивидуальной и/или
групповой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Укажите оборудование для проведения презентаций, демонстраций